Шел 1970 год. В это счастливое советское время, отечественный кинематограф не только брал новые вершины, но и одаривал зрителя талантливой игрой юных актеров.
Прошло совсем немного времени, с того момента, когда Саша сдал последние экзамены ГИТИСа. Вряд ли он мечтал или задумывался о скором успехе. Просто, как и любой выпускник, стремился к звездам, строил грандиозные планы и дышал полной грудью. Чего не сказать о следующих героях нашей истории, они уже были на своих местах.
Два года спустя, после основания творческого объединения «Экран» в её застенках уже набирали обороты амбициозные планы уважаемых режиссеров. Одним из таких был Марлен Хуциев. Выходец из Грузии, тогдашний художественный руководитель начинающей киностудии. Вместе со сценаристом Григорием Балкановым, они развернули съёмочный процесс кинофильма «Был месяц май».
Стечение обстоятельств и вот кандидатура Александра Аржиловского лежала в стопке на роль лейтенанта Николаева. Марлен, изначально, представлял себе тип солдата, совершенно непохожий на Александра. Но, планы свои изменил. То ли после проб, то ли просто обратив внимание на фотографию, перебирая досье. К слову сказать, двадцатидвухлетний Аржиловский выглядел великолепно. Шикарная улыбка, физические данные и горящий, чистый взгляд.
После премьеры, недавнишний студент ГИТИСа, проснулся триумфатором. Его встретил головокружительный успех. Множество поклонниц появилось у «лейтенанта Николаева». Переполняемый эмоциями, Александр в миг взобрался на самую вершину своей карьеры. Увы, но выше ему не суждено было взлететь. Далее последовал планомерный спуск, на котором не получилось встретить, ни второго «Хуциева», ни похожую роль.
Естественно, после такого результата Александра стали приглашать в разные проекты, а в след ему смотрело всё больше завистников. Счет картин с его участием приблизился к пятидесяти. Там с Пуговкиным, тут с Высоцким и Джигарханяном. В целом, в этот период его можно назвать успешным актёром. К тому же он переехал в Минск и вступил в труппу киноактёра. Но Аржиловский всё примерял к «лейтенанту Николаеву». Стремился быть выше, ярче. Загружал себя полностью, в некоторых случаях даже через чур. Подметить это можно в спектакле «Гамлет», где он безупречно сыграл одновременно две роли – призрака и Клавдия.
Характер у нашего героя, видимо далеко был не консервативным. Современники вспоминают, что в процессе репетиций у Саши всегда возникали идеи. Он «вплетал» новые сюжетные повороты, дополнял истории внезапными деталями. Пытался всегда оценивать игру со зрительского кресла и говорил:
- Если нам будет не интересно и рутинно, то и им также не понравится.
Аржиловский лелеял мечту сыграть Ван Гога. Пытался «подбить» на это дело режиссера Бориса Луценко, но тот всегда отказывался или находил другие причины для отсрочки этих прошений. А теперь жалеет...
Наступили девяностые. В суматохе дней, народу было не до спектаклей. Билеты продавались крайне редко. Зал наполняли от силы человек двадцать. Средств стало не хватать, жизнь менялась, каждый подстраивался как, мог. Вот и актеру пришлось примерить на себя роль таксиста. Люди, смотря на него – недоумевали. Как такой талант может прозябать за баранкой? Видя тупиковый для себя путь, Саша решает последовать примеру своих товарищей и покинуть страну в надежде, что еще сможет покорить чужбину.
Франция. Гонимый судьбою актер, пытался ютиться то там, то тут. Случайным образом он узнает о подготовке к съёмке короткометражного фильма «Челябинск». Там ему выпадает главная роль. Новые знакомства приносят свои плоды и с ним подписывают предварительный контракт. Это должен был быть полнометражный фильм на французском языке. Александр, не задумываясь возвращается домой, чтобы оформить дополнительные документы и взять нужные вещи. Накануне вылета обратно, ночью раздается звонок. В трубке произносят:
- Извините Александр, мы взяли другого…
Подходил конец тысячелетия. Оставленный судьбой, без особого выбора, Саша решает вернуться в родную Тюмень. Там его ждали отец и сестры. Мать к тому времени уже скончалась. Особых планов он уже не строил, но и руки не опускал.
Конечно же город знал о своем герое. Но время уже было не то и особого интереса его персона не вызывала. Хотя изредка в газетах мелькали заголовки о незнаменитом актере и его исповеди. Возможно, Аржиловский давал несколько интервью. Однажды его встретили возле Дворца пионеров, где он завел разговор о том, что еще не оправился от кризиса. Что чувства падения еще при нём, и он не может отодвинутся от них. Воспоминания о ленте «Был месяц май» и о былой славе, для него остались болезненные. Сетовал на то, что актеров быстро забывают и это крайне сложно переживать. Но ко всему прочему добавил, что в нём еще таится надежда.
Надежда была на Тюменский театр драмы. Александр очень старался. Репетировал, играл, снова репетировал. Как и прежде – отдавал себя всего. К этому времени у него выработалась особая неприязнь к несправедливости, он стал очень чутким и ранимым. Его коллега, Панов Вениамин, вспоминал, что Саша очень хотел с ними сотрудничать, но почему-то себя недооценивал. Впрочем, вскоре дело стало налаживаться... но не долго. Вскоре у Аржиловского случился срыв. Близким он сказал:
- Я устал от ненужности.
Ему шел всего пятьдесят второй год.
Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще :)