Найти в Дзене
Nikolovan

Мост и паром.


Пока был колхоз и СССР каждый год строили деревянный мост через реку в нашей деревне, как только союз пал, колхоз развалился и вместо моста вернулись к паромной переправе, что значительно усложнило попадание за реку. Как только проходил ледоход и спадал паводок, в колхозе набирали бригаду из местных мужиков, и они приступали к строительству. У них была специальная баржа с лебёдкой, катер, а главное мощная помпа, так как деревянные опоры не вбивались, а «вмывались» в песчаное дно реки. Пролёты делались тоже из брёвен, в качестве дорожного полотна использовались плахи в два слоя, вдоль и поперек, брёвна также использовались в качестве ограждений. У моста были сильные ограничения по грузоподъёмности. На машине ехать было терпимо, а вот на тракторе страшновато, видно было как доски прогибаются под его весом. Колеса еле умещаются в ширину моста, в общем те ещё впечатления. Всё детство, проезжая мимо валяющихся без дела паромов я мечтал увидеть их в детстве. Увидел. Паром спускали на воду примерно в то же время, что и начинали строить мост. Паром держался на тросе, натянутом между берегов и закреплённом за деревья. В паромной переправе есть своя наука. Перемещение парома осуществлялось исключительно мускульной силой паромщика. Чтобы не тянуть трос руками, есть специальное приспособление. Напоминает самодельную биту, на конце которой есть выемка, которой цепляют трос и тянут. Главное отойти от берега и поставить паром углом к течению, дальше он почти сам идёт. Для деревенских паром всегда был возможностью заработать. Доходы чаще всего уходили в карман паромщика. Труд тяжёлый и опасный. Так раз трос лопнул и вместе с блоками, прилетел в грудь моего деревенского соседа, оставив его на всю жизнь инвалидом. Заработав определенную сумму за день, паромщик мог запросто оставить рабочее место. Так что приехав на переправу запросто можно было обнаружить её пустой. Хорошо, если паром на твоём берегу – грузись и вперёд. Если на другом, то сиди жди, когда явится желающий переправиться к тебе, либо плыви за паромом. Главный минус парома был, в песке. Река песчаная. Один берег крутой, другой с песчаный, то есть с кручи берег переходит в песчаный пляж и только метров через 50 в воду. И так река идёт зигзагом. Берега часто менялись местами – течение переносило песок с места на место. Мост строили с «земли на землю». К парому же с одного из берегов надо было ехать по песку. Часто преодолевание песка длилось часами. Деревенские трактористы, часто на этом зарабатывали, весело и задорно таская по песку беспомощные легковушки, особенно в выходные, когда машин было много. В будни автолюбители оставались один на один со своими авто и песком. Купающиеся по близости дети часто приходили на помощь. Заезд на паром и съезд с него, рассчитанного на грузовики и сельхозтехнику, для легковых машин, особенно иномарок порой представлял реальную угрозу. Оторванные бамперы, погнутые пороги и ободранное днище были у каждого второго автомобиля. А вы когда-нибудь пользовались паромом?