Прорыв в космос, в… 1943 году?
— Не бойся, это свои, — успокоил его Мирон. — Это немцы.
А Курков «Памяти русской культуры»
С середины 50-х до середины 60-х годов я рос в маленьком приволжском военном городке Энгельс-1, где служил мой отец — штурман стратегической авиации. Жили мы в коммунальной квартире на восемь семей в доме, построенном, как и два десятка других, пленными немцами. Учился на первом этаже казармы, также возведенной трудолюбивыми арийцами.
Именно у нас в 1960 году проходил предполетную подготовку первый отряд космонавтов СССР, которых я видел практически каждый день. Правда, тогда слова «космонавт» в обиходе еще не было, и низкорослых летчиков местные за глаза называли Лайками, догадываясь об их непростом предназначении (полк в мирное время потерял половину офицерского состава при освоении нового типа бомбардировщика, что позволяло проводить невеселую аналогию). И возле нашего городка завершился триумфальный полет в космос Юрия Гагарина, который, как известно (а многим и неизвестно), катапультировался из спускаемого аппарата и приземлился на парашюте в скафандре с надутой лодкой (половодье Волги было в разгаре) рядом с территорией дивизиона ПВО, прикрывавшего наш аэродром.
Я был свидетелем исторического момента всенародного ликования — встречи Гагарина на земле (он звонил Н Хрущеву из нашего штаба), вместе со всеми испытал чувство безумной радости, гордости за свою страну, еще не залечившую раны войны, но уже прорвавшуюся в космос. Говорят, нечто подобное творилось 9 мая 1945 года.
Будучи сознательным октябренком, я в тот же день написал тезке письмо, в котором, как и тысячи других ребят, обещал отлично учиться и стать космонавтом.
В плане теоретической подготовки я начал собирать информацию из центральных газет, родители покупали все популярные и художественные книги о космосе. Но уже через несколько лет у меня стали возникать «детские» вопросы, на которые я не находил ответов.
Почему день запуска первого советского спутника 4 октября 1957 года не стал Международным днем космонавтики? Почему у нас ракеты не называют как самолеты по имени главного конструктора (Як, МИГ, Су, Ту, Ил), ведь и военные самолеты совсекретные? Почему на парадах на Красной площади показывают самые современные межконтинентальные ядерные ракеты, составляющие основу войск стратегического назначения, а «космическую» ракету, с помощью которой запускали первый спутник, Лайку, Гагарина, не показывают (сняли завесу секретности с нее аж в 1967 году!)? Почему не сообщили, что Гагарин на участке возвращения катапультировался?
Не внесли ясности позже ни изучение университетского курса «История ракетной техники», ни общение с ветеранами ракетостроения среднего звена. Картина стала проясняться лишь в конце девяностых. Тогда вышли в свет мемуары выдающихся деятелей ракетно-космической техники прошлого столетия и лиц, непосредственно причастных к ее развитию, — заместителей С Королева — Б Чертока и В Мишина, Б Раушенбаха, В Болховитинова, Н Каманина, Вернера фон Брауна, руководителя ракетного ведомства Германии генерала В Дорнбергера, министра вооружений рейха А Шпеера, жены Гельмута Греттрупа и других.
Как любое большое явление, история ракетной техники в Советском Союзе изобилует мифами. И в Украине их количество продолжает множиться. Сегодня наконец выяснилось, что именно добрые слесари с Южмаша учили премудростям своего дела украинскую собачку Лайку, а не Институт военной медицины Минобороны СССР, у здания которого в прошлом году установили памятник знаменитой собаке. Есть и другие, не менее веселые откровения. Одно хорошо — все присказки патриотичные.
И все-таки, с чего и с кого начиналась современная ракетная техника и как появилось на свет любимое детище советской пропаганды?
Окунемся немного в историю. Любое лидерство в технике обязательно зиждется на прочном научном фундаменте. Что или кто мог составить фундамент космонавтики (ракетной техники) СССР? Известные миру научные школы? Нет, их не было. Настоящие ученые в первые годы советской власти либо эмигрировали из России, либо были уничтожены. Наличие современной техники после гражданской войны в период разрухи? Исключено. Правда, один известный теоретик-самоучка в стране был — Константин Циолковский. Однако его реальные биография и научный вклад нам мало известны и крайне загадочны, они созданы в полном соответствии с ленинским клише «Каждая кухарка будет управлять государством». Маленький пример, знаменитая у нас «формула Циолковского», не учитывающая реалий полета ракеты, была помещена в учебнике Кембриджского университета еще за год до рождения Кости.
Мечты мечтами, а специалисты всего мира знают, что основополагающие научно-технические вопросы полета жидкостной ракеты в деталях разработали американцы Роберт Годдарт и Теодор Карман, француз Эсно-Пельтри, немцы Герман Оберт, Вальтер Гоман и Макс Валье. Интересно отметить, что именно работа Валье «Полет в мировое пространство, как техническая возможность» произвела настолько сильное впечатление на студента МАИ Михаила Янгеля, что отрывки из этой книги он читал своей будущей жене на свидании в сквере. Да, немецкие ракетчики получали прекрасное образование у настоящих профессоров.
Благодаря работам зарубежных корифеев ракеты перемещались с книжных страниц на чертежные доски, полигоны (только армия могла дать необходимое мощное финансирование) впоследствии на космодромы, обретали современную плоть.
Первый в мире пуск жидкостной ракеты (компоненты топлива — кислород + бензин) проведен Р Годдардом 16.03.1926 г. Для сравнения уровня развития ракетной техники в Советском Союзе и Германии до Второй мировой войны рассмотрим несколько цифр. Жидкостная советская ракета ГИРД-Х образца 1933 г. имела стартовую массу 29,5 кг, тяга ее двигателя — 75 кг, высота полета — 80 м. Немецкая ракета А-2 образца 1934 г. весила более полутонны, тяга ее двигателей — 1т, высота полета — 2 км.
Кстати о ГИРДе. Есть сведения, что С Королев встречался с автором известного труда «Завоевание межпланетных пространств» (позже признанным теоретиком полетов на Луну) Ю Кондратюком (Шаргеем), конструктором уникальных ветроустановок, поражавших воображение современников. Встречался и предлагал стать его заместителем вместо умершего Ф Цандера. После осмотра кустарных лабораторий ГИРДа Ю Кондратюк деликатно отказал. А после ареста М Тухачевского, курировавшего ракетчиков, ничего к тому времени не давших на вооружение Красной армии, часть «растратчиков народных средств» расстреляли, часть определили в лагеря. Оклеветаны (своими же) и уничтожены были и творцы легендарной катюши.
Опираясь на исследования западных ученых, фон Браун по рецептам Г Оберта и под руководством В Дорнбергера спроектировал в 1937 г. первую настоящую баллистическую управляемую ракету А-4, переименованную позже фюрером в Фау-2 (V-2 трактуют и как издевку над английским символом победы из двух пальцев — «victory»). Вес ее составлял 13 т, тяга двигателей — 25 т, дальность — 300 км!
А уже в начале 1944 г. фон Браун со своими единомышленниками Гельмутом Греттрупом и Вальтером Риделем провели расчеты и определили объем доработок Фау-2 для запуска с ее помощью… спутника Земли! Соглядатаи Г Мюллера были взбешены отвлечением ракетчиков от совершенствования оружия возмездия. Всю троицу посадили под арест. Но потом пришлось вернуть их на место — в стенограмме беседы Гитлера с фон Брауном были найдены фразы и о планетарном арийском господстве.
3 октября 1942 года Фау-2 стала первой ракетой, превысившей скорость звука. А 17 февраля 1943 года (!) первый аппарат земного происхождения попал в космос. По общепринятым канонам космос начинается с 70 км. Ракета Фау-2, несущая приборы, поднялась на высоту ~190 км! Вот как описывает это историческое событие его организатор В Дорнбергер: «…примерно через час после заката над лесом возникло и росло яркое пламя. Саму ракету я не видел — но в темное небо уходила и растворялась в нем длинная, пылающая реактивная струя газа. Ракета была на высоте около 3 километров, когда, вертикально уходя ввысь, она внезапно вынырнула из тени Земли и засверкала на солнце, которое для нас уже ушло за горизонт».
«Романтику» Дорнбергеру, как и фон Брауну, позже опять крупно повезло — в первые дни мира они попали в руки американцев, а не английской разведки. Последняя имела указания повесить лихоимцев на первом же суку без всякого суда. Но советские пропагандисты на исторический факт времен войны не обращают никакого внимания. Ракетчики и историки цивилизованных стран, в частности Великобритании, первопроходцами космоса считают немцев, отдавая должное событию, произошедшему 17 февраля 1943 года. Интересно отметить, что на такую же высоту тот же фон Браун запустил позже и первых двух американских астронавтов — А Шепарда 5 мая 1961 года (185 км) и В. Гриссома 21 июля 1961 года (190 км).
С 1944 года Фау-2, части которой благодаря указанию англичан были найдены на полигоне в Польше М Тихонравовым и Ю Победоносцевым, стала пристально изучаться советскими специалистами. Сразу же после окончания войны документация, образцы Фау-2 и ракет «Рейнтохтер», «Рейнботе», «Вассерфаль», «Тайфун», двигатели, технологическая оснастка прибыли в Советский Союз (в еще больших масштабах — в США, Англию).
А первая советская баллистическая ракета Р-1 — полный аналог немецкой ракеты Фау-2, только созданная по отечественным чертежам и из отечественных материалов. Как можно было ее назвать еще?
Гельмут Греттруп — славный «советский» ракетчик
Фрицы шли в плен не то чтобы охотно — они радовались, как дети, которых папы сняли с уроков и вели в гости.
Юз Алешковский «Карусель»
Как-то на склоне лет патриарх самолетостроения С Ильюшин, человек властный, резкий, завел беседу со слушателями-дипломниками академии им Жуковского — какие качества нужно иметь, чтобы стать главным конструктором (в СССР). Посыпались ответы: знания, опыт, интуиция, государственное мышление. Корифей, знавший лично не один десяток академиков, в том числе и масштаба Т Лысенко, хороших и разных главных конструкторов и в авиации, и в ракетной технике, был удручен инфантильностью молодежи (если она, конечно, не лукавила). Не было названо главное качество — огромное, всепоглощающее желание стать Главным и на пути к своей цели не останавливаться ни перед чем. Знания, опыт и уж тем более государственное мышление здесь совершенно не основное.
Рассматривая жизненный путь ближайшего друга и соратника фон Брауна Г Греттрупа (1916 — 1981), крупного специалиста в области электроники, однозначно можно сказать, что карьеристские устремления его никогда не одолевали. О полетах в космос в юности он не мечтал, с Циолковским не встречался (это обязательно для наших именитых ракетчиков), в ракетостроение попал случайно — потребовались этому ведомству специалисты по системам управления, и он принял приглашение. Став со временем ближайшим соратником главного конструктора Фау-2, он вполне был удовлетворен должностью заместителя начальника группы управления баллистических, зенитных и других ракет. Докторскую диссертацию не писал, звания профессора не получил, в нацистскую партию не стремился. Знания, талант руководителя, порядочность, широта взглядов на технические проблемы, доброжелательный характер — вот что привлекало в нем руководство, что ценили в нем коллеги.
В конце войны у нацистской ракетной верхушки другого пути к спасению, кроме сдачи в плен американцам, не было. Но как поведут себя янки, не выдадут ли их сгоряча англичанам, пойдут ли на сотрудничество и на каких условиях, в последние дни войны не было ясно ни фон Брауну, ни главному ракетчику рейха генералу Дорнбергеру. И в первой сдавшейся американцам группе Г Греттрупа не было. А во вторую он уже не попал…
В первые же мирные дни и советское командование, озадаченное результатами исследования частей огромных баллистических ракет, найденных на польском полигоне в 1944 г., начало охоту за немецкими специалистами. Одним из первых «охотником за черепами» был назначен Б Черток (впоследствии бессменный заместитель С Королева), человек проницательный, ироничный, в совершенстве владеющий эзоповым языком. Так как все материалы по истории ракетной техники в СССР были строжайшим образом злонамеренно засекречены и выборочно уничтожены, то практически единственными источниками доступной информации сегодня являются мемуары Бориса Евсеевича (он вел всю жизнь дневник), а также В Мишина, Б Раушенбаха, С Ильюшина, В Болховитинова, Н Каманина. Что касается воспоминаний немецких ракетчиков, находившихся в «почетном советском плену», то, не представляя себе этих людей, не зная мотивов их поведения, на мой взгляд, можно лишь принимать эту информацию к сведению.
Оказалось, что в советской зоне оккупации находился ракетный центр — «Нордхаузен», подземный завод, где работали узники концлагерей. Там нашли важные материалы. Для их изучения был создан «Институт Рабе», в котором под присмотром советских специалистов начали трудиться немцы. Начальником института стал Б Черток, директором — один из сотрудников немецкого ракетного центра. Но им очень не хватало специалиста, владеющего всей проблемой. И вскоре его нашли — им оказался Гельмут Греттруп. Переговоры о сотрудничестве с ним вел лично Б Черток, также инженер по системам управления. Хороший паек, достойное денежное довольствие, интеллигентность советского директора сыграли свою роль. Греттруп привлек к работе ведущих немецких специалистов, профессоров и докторов наук. Дело учебы наших будущих корифеев пошло настолько успешно, открывались такие перспективы совершенствования Фау-2, что пришлось существенно укрупнить организацию. Ее функции расширили, во главе поставили крупнейшего организатора реактивной артиллерии Льва Гайдукова, его заместителем — С Королева, которого в обход Берии Гайдуков освободил из казанской «шарашки» (как и В Глушко).
Пытались у американцев выкрасть и Вернера фон Брауна, но в последний момент операция была отменена, чему, как отметил Б Черток, больше всех обрадовался С Королев, под чьим началом в Германии трудились В Глушко, Н Пилюгин, В Кузнецов, М Рязанский.
В Германии общими усилиями удалось восстановить один из основных ракетных заводов, что позволило получить десять комплектов Фау-2. Летом 1946 года в добровольно-принудительном порядке около 500 ведущих немецких специалистов были направлены в СССР, где часть из них (порядка 150 человек) разместили в строгой изоляции на острове Городомля посреди живописного озера Селигер.
Для руководства ракетными разработками в СССР был создан НИИ-88 во главе с крупным организатором военного производства Львом Гонором. В структуре головного института «гостям» была отведена роль Филиала №1 (!), душой которого стал Г Греттруп. Немцы (они были вывезены с семьями) получили приличное жалованье (заметно выше оплаты наших специалистов), пайки, их регулярно вывозили в московские театры, музеи. Они были обеспечены нормальными «офисными» площадями, жильем, лабораторным оборудованием, небольшим заводом, где трудились и наши, и немецкие рабочие. Не имея ни партийной, ни профсоюзной организации, немцы сразу же самостоятельно обеспечили себе и досуг — построили теннисные корты, создали симфонический и джазовый оркестры. Из всего этого становится ясно, что руководство страны собиралось сотрудничать с немцами всерьез и надолго. Да и немцы обустраивались капитально. Точно так же, как и в США, — там немцы трудились до скончания века, фон Браун создавал космическую технику, В Дорнбергер, отбыв в Англии наказание за военные преступления, в США дослужился до советника президента по противовоздушной обороне.
Необходимо отметить, что С Королев после Германии был «задвинут» на третьи роли — он возглавлял лишь один из отделов, которых в головном НИИ было более 25, не считая филиалов и других структурных единиц. Теперь В Глушко, М Рязанский, В Бармин, В Кузнецов, Н Пилюгин по служебной табели о рангах стояли значительно выше Королева — они были руководителями (либо первыми замами руководителей) союзных предприятий (институтов) с опытными заводами.
Именно «советские» немцы под руководством Г Греттрупа, опережая «американских» немцев, в проектах «своих» ракет дали миру технические решения, ныне хрестоматийные для всех ракетчиков мира — отделяющиеся головные части, несущие баки, промежуточные днища, горячий наддув топливных баков, плоские форсуночные головки двигателей, управление вектором тяги с помощью двигателей и др. Имея в своем составе плеяду ученых с мировым именем, в первую очередь таких, как Хох (корифей по системам управления, скончался в СССР при загадочных обстоятельствах — «от аппендицита»), Магнус (специалист по гироскопам), Умпфенбах, Альбринг (ученик самого Л Прандтля!), Мюллер, Рудольф, неудивительно, что именно они выигрывали все конкурсы правительства по созданию ракетного щита СССР. Ими были выполнены проекты баллистических ракет с дальностью полета 600, 800, 2500 и 3000 км, на межконтинентальную дальность (аналог Р-7), предложена аэродинамическая схема для полетов космонавтов на Луну (впоследствии использован в проекте Н-1). Конические отсеки — фирменный знак немецких… и советских ракетчиков до начала 60-х годов. Успели немцы заложить и прочные основы советских зенитных и крылатых ракет (Г-5 или Р-15 с дальностью 3000 км). Все проекты у немцев именовались буквой «Г» — Г-1, Г-2 и т д.
Не менее важным для последующих разработок явилось и то, что Греттруп по существу впервые в мире разработал и высказал доктрину проектирования сложных систем, к которым относятся и ракетные. В основных чертах она справедлива и в наше время.
Что могли противопоставить зарубежным звездам талантливые советские инженеры, объединенные страстной мечтой самим выбиться на первые роли? Правильно, режим секретности и интриги. Хотя опыт только что закончившейся войны наглядно свидетельствовал: если кому-то и нельзя было доверять, то уж никак не немцам. Достаточно вспомнить миллионную армию Власова, армии УПА и ОУН, татарские, казачьи, кавказские, эстонские, латышские и другие легионы бойцов с коммунистическими порядками. А о широком фронте работ по созданию баллистических ракет и мощных ЖРД, советской разведке, как и союзникам, ничего не было известно практически до середины 1944-го — у немцев утечки информации не было. Предатель же секретов только становящейся на ноги советской ракетной техники — «свой» Пиньковский известен историкам всего мира.
Схема работы с немецкими специалистами достаточно быстро приобрела своеобразный характер. На научно-технических советах немцы делали подробнейший доклад по очередному проекту ракеты. Выступали оппоненты. Доклад всесторонне рассматривался и обсуждался. Признавали его победу. Затем на остров приезжали советские специалисты, уточняли нюансы, забирали документацию, во многих случаях даже не удосуживаясь ее переиздать, ограничиваясь лишь стиранием немецких фамилий. А самое главное — «гостям» не давали ничего испытывать, объясняя это занятостью всех стендов.
В итоге, выжав из немецких ракетчиков все, что только можно, создав им и своему руководству невыносимые условия для дальнейшей работы, немцев вернули в ГДР, даже не решив вопрос их трудоустройства. В фильме «Укрощение огня» есть циничная фраза, приписываемая С Королеву: «Мне у немцев учиться нечему, я у Циолковского учился»…
Интриги, бесконечные обращения через головы руководителей привели к прогнозируемому результату — как и в 37-м году, руководство НИИ попало под сталинские репрессии. Расстрелять их не успели — великий вождь скончался. Последовала полная реабилитация, им вернули все награды, но в ракетную технику они больше не попали — «все места уже были заняты».
Для компенсации «исхода немцев» в 1954 году были созданы четыре самостоятельных ракетных конструкторских бюро, в том числе и днепропетровское. Позже других, в августе 1956 года, было создано и ОКБ С Королева.
Последним, как и положено руководителю, в конце 1953 г. покинул СССР Г Греттруп. Черток отмечает, что от стыда он не мог смотреть Гельмуту в глаза. Прямо на перроне вокзала в Берлине агенты американской разведки «упаковали» Г Греттрупа в свою машину, вывезли в посольство, а оттуда — в Западную Германию. Там ему предложили руководящую работу в Штатах у его друга фон Брауна. Он отказался. Его допрашивали. Правда, по украинским меркам допросами это назвать нельзя — его не били, так, длительные беседы со светом в лицо. Сейчас уже известны итоги этих «бесед». Можно только поражаться порядочности Г. Греттрупа после того, что с ним сделали «наши», — он, как мог, «наводил тень на плетень».
Американские спецслужбы, обозленные стойкостью «совка», создали вокруг него атмосферу неприязни, не давая нигде устроиться на работу. Год семья бедствовала. Но потом Греттруп все-таки нашел место в одном из подразделений «Сименса», изобрел электронные машинки для счета и размена денег (впервые в мире), сейчас не менее популярные, чем ракеты. Очень скоро под его началом уже работало более четырехсот сотрудников. Но спецслужбы достали его и здесь.
В 1967 году, когда впервые по телевидению показали ракету, с помощью которой основоположник практической космонавтики С Королев запустил в космос Ю Гагарина, Греттруп молча плакал, узнав ракету своего коллектива, — так писала в своих воспоминаниях жена немца.
Наличие учителей вообще-то не является чем-то предосудительным, тем более позорным. Американцы, например, никогда не скрывали немецкий фундамент своих успехов в космосе и создании межконтинентальных ракет. Но именно этот момент явился самой большой тайной советской ракетно-космической техники. Ни на стенах бывшего НИИ-88, ни в Большой советской энциклопедии, ни в энциклопедии «Космонавтика» нет ни слова ни о Л Гайдукове, ни о Л Гоноре, ни о К Тритко (непосредственный начальник С Королева), не говоря уже о Г Греттрупе. Но это уже разговор не о ракетах и спутниках, а о морали и непомерных амбициях людей, сознание которых и действительность, их окружавшая, жутко исковерканы сталинизмом.
P S. После просмотра прямого эфира высадки первой американской экспедиции на Луну, доступного у нас только верхушке советских ракетчиков, кто-то из главных конструкторов с досадой произнес: «Это все Черток виноват. В 1945 году он задумал украсть у американцев фон Брауна и с задачей не справился». На что Б Черток резко ответил: «И очень хорошо, что эта авантюра мне не удалась. Просидел бы у нас фон Браун без толку на острове, потом отправили бы его в ГДР. Там, как бывшего нациста, никуда бы не допустили. А так с помощью американцев он осуществил не только свою, но и мечту всего человечества».
Вернер фон Браун — главный ракетчик ХХ века
Когда человек идет дорогой судьбы, ему не раз приходится менять направление.
Пауло Коэльо «Пятая гора»
Написать о самом выдающемся ракетчике ХХ века, малоизвестном у нас, меня подтолкнула курьезная фраза в энциклопедии «Космонавтика» (М., Сов. энциклопедия, 1985, главный редактор академик В Глушко, стр. 51) «…разработки Брауна в США существенно отставали… по техническому уровню от работ, проводившихся в СССР под руководством С П Королева…». Не могу сказать, что она меня удивила, — я получил соответствующее образование, шестнадцать лет проработал по специальности, жил в том своеобразном мире. Однако дело в данном случае еще и в том, что эта лживая фраза написана о… своем учителе и спасителе.
Кстати, реальный уровень проектирования ракет С Королевым на примере Н-1 (лунный пилотируемый носитель СССР) В Глушко знал прекрасно. И в кругу специалистов, министра, члена Политбюро Д Устинова, представителей ВПК, т е. людей, которые полностью в курсе дела, оценивал совсем иначе: «Я утверждаю, что Н-1 возит воздух. Сухой вес единицы объема (одна из основных характеристик совершенства ракет. — Прим. автора) I ступени Н-1 в два с половиной раза (!) хуже «Сатурна-5» (главный конструктор фон Браун), II ступени хуже в 5 раз (!) и III ступени — в три с половиной раза (!)». Отставание не на проценты, а в разы…
Интересно устроено наше сознание. Многие наши граждане с удовольствием ездят на автомобилях «фольксваген». И вряд ли наше отношение к этой марке изменится, узнай мы, что она появилась на свет только благодаря проницательности бесноватого Гитлера. Молодой конструктор Фердинанд Порше, отчаявшись найти поддержку в кругах автопроизводителей, в конце концов добился аудиенции у фюрера. Итог — самый популярный в мире автомобиль «фольксваген-жук».
Виноват ли другой немецкий молодой конструктор, мечтавший со школьной скамьи о полетах в космос (и все делавший для этого) в том, что в 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты? И уже через десять лет создавший первую в мире настоящую жидкостную ракету, служившую эталоном в бурно прогрессирующем ракетостроении на протяжении последующих двадцати лет. Только эта ракета летала не к Луне, а в сторону Англии, неся смерть и разрушения.
Хотя уже и подведены итоги Второй мировой, и наши лидеры призвали все народы к примирению, но отношение общества у нас к Вернеру фон Брауну вряд ли смягчилось. Все-таки штурмбаннфюрер СС! Но именно сейчас, когда украинцы осознают, что жить и работать приходится при разных режимах, можно попробовать сказать пару «неругательных» слов и о выдающемся немецком ракетчике.
Будущий конструктор ракет родился 23 марта 1912 г. в прусской семье, в которой на протяжении нескольких веков все мужчины воевали, а «во времена кратковременного мира вели разговоры исключительно о войне». Для родителей был шок, когда младший сын отказался от военной карьеры и поступил в берлинскую высшую техническую школу учиться у Г. Оберта, с трудами которого он познакомился еще в школе. Вернеру ставили в пример старшего брата, который уже стремительно делал военную карьеру. Тот действительно преуспел, особенно позже при уничтожении югославских партизан, за что был заочно приговорен трибуналом Коминтерна к смертной казни. Приговор коменданту Харькова приведен в исполнение радиоуправляемой уникальной миной, которую не смог обнаружить даже личный сапер фюрера.
Немецкая ракетная школа в тридцатые годы прошлого столетия решительно продвигалась вперед, использую любые источники финансирования: писали сценарии к фильмам о полетах к другим планетам, сами делали макеты ракет для съемок, просвещали общественное мнение в журналах и газетах, били рекорды скорости на автомобилях с ракетными двигателями. Работали и по военным контрактам (единственное вооружение, не оговоренное Версальским договором, — жидкостные ракеты). И под техническим руководством фон Брауна проект Фау-2 был готов в 1937 г.! Ракета имела механический компьютер (!), турбонасосный агрегат, гироскопы, органы управления полетом, охлаждаемую камеру сгорания — практически все, что необходимо современной ракете. Таких результатов за столь короткий срок удалось достичь и благодаря замечательному качеству фон Брауна — умению привлекать к работе наиболее талантливых людей. При этом он не считался ни с возрастом, ни с авторитетом, так как не боялся конкуренции.
Пока дела на фронтах шли для Германии терпимо, ракетчиков особо не торопили. А они за это время исследовали все перспективные топливные пары для боевых ракет, включая производные гидразинов, азотной кислоты. Были опробованы и многие виды старта баллистической ракеты: с открытой позиции, из укрытия, мобильные автомобильный и железнодорожный, с подводной лодки. А чуть позже союзная авиация помогла им сделать правильный вывод: самый эффективный старт — мобильный. Указанные наработки немцев потом успешно осваивались советским военно-промышленным комплексом. Равно как и американским, французским и английским.
После поражения в битве на Курской дуге, в начальной фазе которой союзники высадились в Италии, Гитлеру для спасения было необходимо чудо. На эту роль больше всего подходила баллистическая ракета. Ведь о таком оружии союзники даже не помышляли! Фюрер после просмотров рекламных фильмов и беседы с фон Брауном (тот как никто другой мог убеждать) ожил. Ракетчик был в ударе, рассказал и о грандиозных перспективах, которые открывает его ракета. Наличие второй ступени позволит обстреливать Москву и Нью-Йорк, запускать на орбиты спутники и космонавтов, а позже отправить экспедиции арийцев на Луну и Марс! Гитлер быстро нарек чудо «оружием возмездия» и дал ракете высший приоритет. А министр вооружений Шпеер записал в своем дневнике, что в этот день Германия бесповоротно проиграла войну. Более неэффективное дорогостоящее оружие при той точности стрельбы без ядерной боеголовки еще надо поискать.
В 1945 г. в первые мирные дни Вернер сдался американцам в плен и был вывезен в Штаты. Вместе с другими немецкими специалистами (вначале 115 человек, а потом — 765) создал в США мощную ракетную отрасль. Люди старшего поколения из курса гражданской обороны должны помнить баллистические ракеты «Редстоун», «Онест Джон», «Корпорал» и «Найк», детища фон Брауна.
Сразу после запуска Советским Союзом в космос собаки Лайки, уязвленное руководство США тут же поставило хорошо зарекомендовавшего себя и в Америке ракетного барона фон Брауна во главе своей космической программы. Самое главное, что было сделано им и политическим руководством США, — это определение генеральной задачи в области космонавтики: высадка в конце шестидесятых годов американцев на Луну. Для чего Вернер разработал последовательность решения сложнейших научно-технических задач, где не было места политиканству, спортивным трюкам, запускам космонавтов для поздравления делегатов съездов и пленумов правящей партии, к юбилеям Вашингтона, Линкольна и других отцов государства. Основной упор делался на наземную отработку. Именно это и позволило подойти к решающему этапу в оговоренные сроки, обеспечив необходимую надежность.
Маленький штрих к портрету немца. При обсуждении научной общественностью США различных схем полета на Луну именно он, имея собственную идею, поддержал предложение инженера (!) из другой организации Джека С Хауболта. Интересно отметить, что оно базировалось на идеях Ю Кондратюка и Г Оберта, выдвинутых ими независимо друг от друга еще в двадцатые годы. Инженер Хауболт стал известен на весь мир. Аналогичных примеров в ракетном ведомстве СССР мне, к глубокому сожалению, неизвестно.
Ну и самое главное — именно благодаря техническому и организационному гению фон Брауна 21 июля 1969 года земляне и высадились на Луну! Шесть экспедиций, двенадцать астронавтов оставили свои следы на спутнике Земли. Это стало звездным часом выдающегося ракетчика.
Несмотря ни на что, он таки осуществил свою юношескую мечту.