Пророк на "красных" почтовых открытках
Нет бы написать что-то о живой и по-особому волнительной "Софички" Киры Коваленко или о спотыкающемся, но воздушном road-movie о Витьке Чесноке и Лёхе Штыре от Александра Ханта, или о просто изумительных "Трёх билбордах" МакДоны. Но слов для них сложно найти, всё отрывистые предложения, эмоции. А о спортивной драме, ставшей, наверно, самым кассовым фильмом как минимум в истории новой России, сказать хочется. И ограничиться простым "пустое кино" никак не получится, слишком много слов роятся в голове.
Так вот.
Наследуя схему от ещё одной до горькой скуки искусственной спортивной поделки под названием "Легенда № 17", эта картина даже не может набрать обороты фильма о Харламове, обрисовать драматизм и рассказать что-либо внятно. При общей задаче (заставить вспомнить и возгордиться /ха!/) "Движение вверх" демонстрирует на экране имена, неплохо подобранные под реальных участников событий лица, но которые суть простое преломление света, цветовое пятно на цифровом изображении, совершенно безвольное, плоское.
Герои - проговариваемые слова, не характеры; не живущие в кино-пространстве, помещённые сценаристами туда готовыми, словно раскрашенная картинка; вся эта плеяда - маски, под которыми - пустота. Сценарий здесь - тезисный план из Википедии, разбавленный советами из книги "Как стать крутым сценаристом за одну неделю" (с её приёмами бездарной манипуляции зрителем); это даже не история, это ходули, голые протезы без тела, которое они должны носить. Пытаясь работать по голливудской схеме, эта картина становится лишь жалкой тенью её, пшиком и холостым выстрелом.
Даже классические для новейшего российского кино идеи (то как дружба народов хотя бы) здесь реализованы мягко. Всякое в фильме - классический набор сегодняшнего мифотворчества, где как раз литовец-антисоветчик, компанейские грузины, хороший русский, стукач-предатель (но во имя добра!), реднеки-американцы и проч. Эти лубочные открытки есть комикс бесталанного автора о "красной машине".
Оттого здесь нет дыхания времени, всё существует в вакууме около-супергеройского жанра с его пафосом (который здесь всё больше смешит от своей топорности), фатальностью, со своими героями "без страха и упрёка" (этакие легенды во главе с "пророком в отечестве") и злодеями.
"Движение вверх" - абсолютно стерильное, снятое по учебнику (и это при неплохой технической составляющей). Ни грамма "русскости" (аки у Балабанова, ни универсальности, ни социальной актуальности. Нет ничего, кроме пафоса и голословных идеологем, и так уже набивших оскомину.
Пора уж запомнить: если ТВ-каналы усиленно рекламируют какой-то "большой" /исходя от размера бюджета/ фильм, то скорее всего эта картина будет слабой.
***
Забавно, но лучшее, что было в этом фильме - это те самые кадры трёх последних секунд того самого матча, показанные уже во время титров.