Недавно я осознала, что необходимость написать цеплючую, продающую аннотацию перестала быть для меня проблемой. Полтора года назад замечательный человек - Татьяна Богатырева научила, как это делается. С тех пор я написала уже несколько аннотаций и выработала свою собственную схему: герой-фишка-конфликт-загадка. И она работает!
Прежде всего, давайте определимся. Аннотация - это не синопсис и не пересказ книги, это короткий (400-600 символов) текст, основная цель которого - заставить читателя открыть вашу книгу. Не прочитать ее целиком за одну ночь, а просто открыть. Более глобальные задачи возьмут на себя первые страницы.
Итак, по порядку.
4 основных компонента
Герой. Я пишу ромфант, и мои читатели ждут, что в центре повествования будет один или два героя и их отношения. Поэтому я первым делом говорю, о ком пойдет речь. Если у вас эпик, исторический роман, детектив или просто история, сердцем которой является некое событие, квест или сеттинг, то "герой" может быть не персонажем. Но смысл остается прежним, сначала - центральный элемент.
Потом, желательно в том же предложении, идет фишка. Это то, что отличает вашего героя, делает его интересным. Это первый и самый сильный крючок аннотации. Как я уже сказала, лучше, если он появится в первом же предложении. В худшем случае, в первом коротеньком абзаце. Опыт показывает, что, если читателя не зацепить на этом этапе, он легко может отвалиться, даже не дочитав аннотацию. Поэтому никаких второстепенных деталей и расшаркиваний - сразу к делу.
Если читатель не отвалился и продолжает читать, то настало время рассказать ему о конфликте. Понятно, что в романе много тем, линий и конфликтов, но надо выбрать один, самый главный. Подумайте о том, чего ждут ваши читатели, что может их заинтересовать, показаться оригинальным или неоднозначным? При этом не стоит врубать Капитана Очевидность. Если у вас классический эпик, то нет смысла писать в аннотации о борьбе бобра с ослом, это и так подразумевается жанром. Как и романтические отношения в любовном романе.
Собственно, на этом заканчивается основная, "информационная", часть аннотации. Можно было бы остановиться, но я предпочитаю добавить еще один небольшой штрих - загадку. Главная ее функция - подстегнуть воображение читателя, намекнуть на что-то и/или призвать к действию. Можно все одновременно, можно что-то одно или в любой комбинации. Вспомните, как заканчиваются некоторые ужастики: зло побеждено, герои празднуют, вот-вот начнутся титры... и тут в темноте мелькает неясное движение. И это меняет все. Вот так и тут.
Порядок работы
Скорее всего, с первого раза ярко и завлекательно написать не получится. И уж точно не выйдет написать кратко. Поэтому сначала можно накидать несколько предложений по каждому пункту, потом вычленить главное, потом слепить в тесный комок.
В аннотации важно обращать внимание на каждое слово. Яркие глаголы, говорящие описания, живые образы. Все это важно и в самой книге, но в аннотации - особенно.
Примеры
Ну и чтобы показать схему в действии, пара примеров. Не потому что я считаю их идеальными и хочу покрасоваться, а просто чтобы прояснить, что имелось в виду.
Дикая принцесса
(практически классическая схема, только героев два)
Прошло уже два года с тех пор, как принцесса Атарьяна Коварэн исчезла, сбежав из-под венца. Страсти утихли, и даже заядлым сплетникам надоело пересказывать эту скабрезную историю.
Окъеллу Гергос, блистательный аристократ и глава богатейшего рода, встречает на улице мальчишку-оборванца по имени Ри и решает сделать его своим слугой.
Есть ли между этими событиями связь?
Как знать, как знать…
Сплетенные судьбы
(пример инверсии - сначала конфликт, а затем герои и их фишки с намеком на то, какое отношение они имеют к основному конфликту)
В княжестве Варьяд магия под запретом, и жестокие завоеватели зорко следят за исполнением указа. Однако древний дар не спрашивает разрешения. Виена - "кружевница", все, что она сплетет или свяжет, сбудется. Но какой ценой?
Телохранитель погибшего князя Ромунд верен клятве и без колебаний отдаст жизнь, чтобы спасти юную княжну. Но что если судьба потребует не жизнь, а сердце?
Лесной разбойник Кайсет не понаслышке знает, что участь побежденных горька, а победителей не судят. Но именно от его честности и благородства теперь зависит судьба княжества.
Невидимые нити долга, любви и магии связали Ромунда, Кайсета и Виену. И роковой узел не разрубят ни мечи врагов, ни сама смерть.
Невеста архимага
(формально - классическая схема, вот только главная героиня описывается по принципу "негативного пространства", как нечто, сформированное главным героем и антагонистом)
У Ренара Девитта, архимага и советника короля, нет слабостей. Нет родни, которой можно было бы угрожать, нет постыдных зависимостей и тайн.
Так что слабость для него придется создать. А в таком деле самый простой способ – самый эффективный.
Молодая неопытная дебютантка, капля приворотного зелья, щепотка удачных совпадений – и ловушка для мага готова.
Игра начинается.