Четвёртого января стартовал сериал Yuru Camp («Уютный поход»), и зрители сразу влюбились в красивые пейзажи и беспечную атмосферу кемпингов. В аниме группа старшеклассниц на собственном опыте учится премудростям походов, заставляя поверить, что в этом нет ничего сложного.
Издание Akiba Souken взяло интервью у режиссёра Ёсиаки Кёгоку. Выросший на Миядзаки, он в своём аниме любит показывать повседневность во всей красе. Аниме-экранизация манги Yuru Camp за авторством Afro — это первая режиссёрская работа Кёгоку. Ради неё он испытал на себе все прелести зимних походов.
Верность манге:
— Расскажите о ваших прошлых работах.
— Я начал карьеру в Production I.G в роли аниматора. Затем заинтересовался постановкой, приложил руку к множеству аниме. Больше всего работал над Kuroko no Basuke. Потом стал фрилансером, работал над Owari no Seraph, а ещё над Star-Myu на студии C-Station, на которой сейчас снимаю и Yuru Camp.
— И это ваша первая режиссёрская работа. Как вам досталось кресло режиссёра?
— Сюнскэ Тада, режиссёр Kuroko no Basuke и Star-Myu, пригласил меня работать над Star-Myu в роли постановщика, и на студии C-Station директор Мару представил мне проект Yuru Camp. Он оказался мне по душе, а C-Station замечательная студия, поэтому я с радостью согласился режиссировать. По-хорошему, надо бы сначала почитать мангу, но я сразу закивал, что согласен (смеётся). Если подумать, это было безответственно с моей стороны.
— Но вы же прочитали мангу?
— Да, и мне очень понравилось. Она очень интересная, и я рад, что это будет моя первая режиссёрская работа. Какой-то особенной драмы здесь нет, но персонажи просто чудесные. Автор манги Afro придумал очень живых персонажей. Посмотрите на отношения Надэсико и Рин — девочки так же близки, как и далеки друг от друга, и это смотрится очень реалистично. Хотя я нечасто пересекаюсь со школьницами, поэтому могу ошибаться (смеётся).
— Казалось, что вот они встретились и теперь вступят в один кружок. Но вышло иначе, они ходят в походы отдельно друг от дружки.
— Ага. По стандартной схеме всё было бы так: одинокая Рин встречает Надэсико, они вместе вступают в кружок, и в полном составе задумывают устроить какой-то суперпоход. Но у нас всё иначе. Иногда ходят в кемпинги группами, иногда в одиночку. Здорово, что можно и так, и так. С помощью Надэсико зритель поймёт это, что для аниме довольно ново.
— На чём вы больше всего акцентировались, когда снимали экранизацию такой уникальной манги?
— Ещё одна прелесть этого произведения — собственно, сами кемпинги. Почитаешь мангу, и тоже рвёшься съездить на какой-нибудь кемпинг да приготовить там еды по заветам Надэсико. И мы обязаны были передать в аниме это чувство, поэтому для начала съездили в настоящие кемпинги, изучали их и фотографировали. Я и весь основной авторский состав аниме побывали на каждом кемпинге, которые вы увидите в аниме.
— Решили окунуться в атмосферу перед началом работы?
— Afro, автор манги, срисовывал все места с настоящих, поэтому мы должны были в них побывать, чтобы запечатлеть нужные пейзажи. Так что мы смотрели в мангу и искали реальные места из каждой её сцены. В итоге нам пришлось ездить с ночёвкой раз десять по разным кемпингам. Мы хотели запечатлеть их в нужный сезон, поэтому в основном ездили прошлой зимой и осенью, и здорово мёрзли. Нам было не так уютно, как девочкам из «Уютного похода» (смеётся).
— И походную еду готовили?
— Готовили все блюда, которые были в манге! Afro-сэнсэй знает, о чём говорит, вся еда получилась очень вкусной. И есть на природе в самом деле намного вкуснее.
— И что вам понравилось больше всего?
— Пельмени гёдза. Горячие и сочные — самое то в холодную погоду.
— Похоже, от аниме у нас слюнки потекут?
— Приложим для этого все усилия. Но рисовать еду в аниме — настоящий ад (смеётся). Когда работал аниматором, у меня совсем не получалось… Надеюсь, нам удастся нарисовать аппетитно.
— А автор манги, Afro, давал вам какие-то напутствия?
— Практически никаких. Он каждую неделю приходил на обсуждения сценария, но никогда не браковал наши решения. Всё это было больше похоже на встречу с кумиром, ведь все участники были его поклонниками (смеётся). Ещё мы придумывали сцены, которых не было в оригинале, а он нам очень помогал.
— Аниме расскажет о чём-то, чего не было в манге?
— Небольшие оригинальные сцены у нас встречаются тут и там, но мы строго следуем сюжету манги. Время в произведении течёт медленно, поэтому всё расписано от и до. Даже если захочешь запихнуть какую-нибудь лишнюю историю, то будет просто некуда (смеётся). Но если уж приспичит, то мы советовались с автором, и эти новые моменты вплелись очень органично.
— В манге автор часто рисует пейзажи на целые развороты.
— Верно. И если вы приедете на это место в реальности, то оно точно так же поразит вас своей красотой. Мы стараемся передать это и в аниме.
Музыка для кемпинга:
— А что на счёт музыки?
— Самое большое отличие аниме от манги — это наличие музыки. И она должна была идеально подходить под атмосферу. Обычно в аниме пишут музыку для персонажей или определённых событий, нам же нужна была музыка для видов природы.
И Акиюки Татэяма написал отличный саундтрек, где у каждого кемпинга есть своя тема. Каждый кемпинг уникален, поэтому мы показывали господину Татэяме фотографии и рассказывали о них. Музыкальную тему каждого кемпинга можно услышать только в сценах с ним, вот такая роскошь.
— Хотелось бы, приехав на кемпинг, послушать его музыкальную тему из аниме.
— Обязательно попробуйте! Атмосфера каждого кемпинга сильно отличается, и музыка отлично это подчёркивает.
— Кроме музыки, нужны и голоса. Вы устраивали прослушивание?
— Да. Раньше я занимался в основном аниме про парней, и к своему стыду женщин-сэйю особо не знал. Зато на прослушивании непредвзято выбрал самые подходящие голоса и остался очень доволен.
— Познакомьте нас с Надэсико и Рин, дуэтом главных героинь. Начните с Надэсико.
— Надэсико такая наивная непоседа, очень бойкая девочка, и голос Юмири Ханамори ей подходит в самый раз, он звонкий и мягкий.
— Надэсико отличается тем, что любит вкусно покушать. Как госпожа Ханамори это играла?
— Требовалось много дублей. Нужно было, чтобы она говорила, как девочка, с аппетитом уплетающая еду, и госпоже Ханамори пришлось тяжело, но всё-таки справилась. Так что Надэсико кушает еду очень натурально. Когда мы закончили запись сцены из первой серии, где Надэсико кушает лапшу, госпожа Ханамори сказала, что сама проголодалась.
— В манге сценам с едой уделяется много внимания.
— Еду мало аппетитно нарисовать, надо чтобы её с аппетитом кушали, и тогда зритель поверит, что она вкусная. И счастье от трапезы мы старались передать не только за счёт голоса сэйю, но и анимации.
Когда господин Afro рисовал в манге «счастливые мгновения обыденной жизни», то большое внимание уделял лицам девочек, когда они едят. Произведение постоянно дарит какое-то ощущение чуда, простые прогулки по кемпингу кажутся очень весёлыми, поэтому и с едой нужно было постараться.
— А что скажете о Рин?
— Рин любит одиночный туризм, но это не значит, что у неё нет друзей, она вовсе не замкнутая. Просто ей нравится побыть одной. Но она не особо эмоциональная, а при этом у неё много монологов, и нам нужна была сэйю, которая будет звучать интересно в такой роли. Нао Тояма отлично справилась с её короткими однословными репликами, нам с ней повезло.
— Но вы давали ей подсказки?
— Кажется, на записи первой серии мы обсуждали её роль, чтобы лучше поняла персонажа.
— Что было самым главным при изображении Рин и Надэсико?
— Нужно было передать расстояние между ними, о котором я рассказывал до этого. В основном было трудно с Надэсико. У Рин много монологов, поэтому заставить зрителя ей сопереживать куда легче. А вот Надэсико хоть и беспечная, но это не значит, что она не думает о других. Она старается сблизиться с людьми, но если им это не нравится, то понимает и отстаёт. То есть она не типичный доставучий персонаж из аниме, и сложность была в том, чтобы это показать.
— То есть она не из тех главных героев, которые бесцеремонно лезут ко всем?
— Господин Afro придумал персонажей, которые не подходят под стереотипы. Они кажутся глубокими и настоящими. И я старался это сохранить.
— А какой ваш любимый персонаж Yuru Camp?
Мне нравятся все, но если заставляете выбирать, то Сайто.
— Сайто часто пересекается с девочками из походного кружка.
— Верно. Поначалу она была просто подругой, но на самом деле ей отведена важная роль по сближению Рин и Надэсико. А на записи другие сэйю её поддерживали, просили дать ей больше времени, ссорились из-за этого (смеётся).