Продолжаем разговор, как говорил товарищ Карлсон, который живет на крыше. Сирия, бомбы, рубль – все не важно, когда Телеграм (можно я буду писать по-русски?) заблокирован. Когда я пишу эти буквы, еще нет, но вот-вот. Роскомнаджор губами своего главы Александра Жарова сказал, что начало атаки в условиях боевых действий не объявляют, но скоро все случиться (уже случилось?). Такая вот войнушка.
Началось все с того, что наши доблестные власти приняли закон, что, мол, в целях борьбы с терроризмом и всяким прочим «измом» повелевается всем мессаджерам открыть тайну золотого ключика доступа к переписке своих клиентов перед правоохранительными органами. Ну и ФСБ своим законным правом воспользовалось, истребовав искомое. Все сдали, а Дуров уперся. Еще в июле прошлого года. И вот пришел час расплаты – суд решил, что нефиг баловать и плодить прецеденты судебных разбирательств, установив «башмак» на Телеграм.
Судебные аргументы самого Телеграма были такие – во-первых, ребзя, вы нарушаете права на частную переписку и все такое, к тому же, во-вторых, мы физически не можем раскрыть инфу из секретных чатов, поскольку технология end-to-end не дает, ключи хранятся на устройствах самих пользователей, а прочая приблуда распихана по многим серверам во всем мире у разных юрлиц. На что получили ожидаемый ответ – хотите работать в этой стране? Меняйте архитектуру. Подстраивайтесь под законодательство.
Дуров почесал в затылок и решил, что без этой своей фишки Телеграм становится обычным вайбером, а смысл тогда? Возможно, просчитывал риски – дескать, в России столько-то потеряю ништяков, зато на Западе доберу за счет холивара и на волне хайпа. Хотя, конечно, лицо мученика за веру никто не отменял.
В итоге напоролся ровно на то, за что боролся. Если стоишь против ветра, некоторые вещи лучше не осуществлять. Или осуществлять – чтобы потом была возможность засвидетельствовать факт насилия природы власти над правами личности.
А государство у нас, ей богу, смешное и немного страшное. Теперь адепты ИГИЛ, запрещенного напрочь в России, конечно, все волосы из бороды повырывали от горя – как же теперь общаться добропорядочным террористам? Думаю, на самом деле, многие чиновники реально приуныли – им теперь птичий язык надо еще и в мессагах осваивать. Мне же вот, простому обывателю и оббивателю обивки дивана, все равно, читает меня ФСБ или нет. Пусть уж лучше читает.
Но, во-первых – всех не перечитаешь. Во-вторых – а VPN на что? Это такая штука, от которой ваш гаджет теряет ориентацию в пространстве и думает, что он, допустим, в Англии находится или даже вот в Беларуси – я так трансляции еврокубковые из России смотрю, которые запрещены на территории других государств. И если я со всей мощью своего IT-интеллекта, стремящегося к нулю, смог замутить этот незамысловатый гешефт, то любой пятиклассник теперь с легкостью заработает на мороженку и антидепрессанты, устанавливая VPN одноклассницам.
В общем, блокируй не блокируй, все равно получишь доступ.
Но пример Китая, опять же, не дремлет.
Думаю, мы видим лишь первые шаги в деле благородного отслеживания интернет-контента и контроля над межчеловеческим общением на вверенной территории. Дальше будет еще веселее. Или страшнее – это уж как пойдет.