За последние десятилетия киберспорт прошел огромный путь от простого увлечения видеоиграми небольших объединений геймеров в разных странах, до многомиллиардной мировой индустрии с миллионными сообществами. Его история полна переломных моментов для всего человечества и множеством споров среди ученых и поклонников традиционного спорта. Но если говорить об истоках зарождения киберспорта…
…то, пожалуй, следует начать с изобретения видеоигр и игровых автоматов.
Первое известное развлекательное интерактивное средство, похожее на компьютерную игру, появилось в 1947 году – ракетный симулятор. Затем, двумя годами позже, Алан Тьюринг и Дэйвид Чампернаун разработали алгоритм шахматной игры, а ещё через год вышла шахматная программа Клода Шеннона. Однако считается, что первая в мире игра, основанная на взаимодействии человека и компьютера, появилась в 1952 году – ОХО или «крестики-нолики». Тогда игра существовала в единственном экземпляре на большом компьютере – мэйнфрейме EDSAC.
В конце 50-х – начале 60-х гг. вышли первые многопользовательские игры, которые считаются прародителями киберспорта – Space War и Tennis for Two.
«Tennis for Two» была самой первой игрой, где компьютер не участвовал в игре, а лишь отражал результат действий игроков на осциллографе. В этой игре два человека управляли подвижными платформами так, чтобы отбивать мячик.
«SpaceWar!» же стала революционной игрой в компьютерной индустрии, для которой были созданы контроллеры, напоминающие современные джойстики. Два игрока управляли небольшими космическими кораблями, уворачиваясь от препятствия в виде звезды, стреляя друг в друга. Но Tennis for Two был доступен только в единственном экземпляре на аналоговом компьютере и осциллографе, а Space War – на компьютере PDP-1, который был продан в количестве всего 50 штук.
Следом появились такие игры, как Asteroids, Pong, Heavyweight Champion, Maze War, Space Invaders, которые поспособствовали популяризации видеоигр среди населения, но большинство игр того поколения не было ориентировано на соревновательный аспект. Поэтому игровая индустрия все ещё нуждалась в новых разработках, способствующих развитию отрасли, и уже в сентябре 1971 г. был создан первый игровой автомат аркадной игры Galaxy Game, что и дало новый толчок к появлению и развитию киберспортивной индустрии.
Не забываем подписываться на канал, и ставить лайки. Вы помогаете развитию канала.
Автор: Владимир Викулов
*Статья основана на материале из диссертационной работы «Киберспортивная журналистика. Становление и тенденции развития» Викулов В.В. ТвГУ, 2017