Найти в Дзене

Как пропитаться духом истинных кутил

Дачной дорогой следовал критик и писатель Иван Иванович Панаев, когда уставал от города, "..несмотря на балы, рауты, театры маскерады, несмотря на устриц и омаров, несмотря на великолепные рестораны, в которых в мае месяце берут с вас по три рубля серебром за маленькаго и тощаго цыпленка..". Возможно, в конкурсе зажравшихся петербуржцев он был бы председателем жюри.
А возможно, дачи Каменного острова открывали перед публикой, пресыщенной светскостью и лоском, возможность вдохнуть не пропитанный сигарами воздух и отдалиться от суеты.

Каменный остров как дачное место обрёл популярность к концу XIX века - именно тогда участки в аренду стали сдаваться массово. Остров выдохнул после архитектурного взрыва, когда побывал точкой приложения самых искусных рук - архитекторов Чагина и Шене (дача Гаусвальд), архитектора Руска (оранжереи Каменноостровского дворца), Мельцера (особняк Фолленвейдера), Фомина (дача Половцева) и других авторов, о которых мы рассказывали вам последние две недели.

Тогда дача значила больше, чем своё-родное с грядочки и встреча с дорогой тёщей.
Чему Пушкин посвятил часть выручки от продажи "Современника", потраченную на аренду дома Доливо-Добровольской? Чем занимались на Каменном острове Жуковский, Брюллов, Лёве-Веймар, Плетнёв и Вильегорский? Конечно, как и в городе, кутили: смотрили представления лучших театральных трупп, устраивали скромные балы, предавались сладости общения и собирались в пределах ограниченной локации с дорогими друзьями, в остальное время занятыми разъездами и благородным трудом.

Однако дача являла собой не только временное пристанище, позволяющее вдоволь батониться сутки напролёт.
Можно выделить неочевидные возможности:
- зачекиниться в зоне отдыха императорской семьи
- решить формальные государственные вопросы в пьянящих садовых кулуарах
- провести ненавязчивые смотрины юной красавицы пред взором рыцарей Мальтийского ордена
- отплясать под вальсы Шуберта, вкусить французской булки
- спрятать слёзы от посторонних
- невзначай представить работы молодых авторов знаменитым мастерам пера и слова, успевающим соскучиться к середине июля
- узнать и обсудить животрепещущие инфоповоды первыми

В то время прямолинейность была не в чести, поэтому искушенные в науке светского общения господа и дамы потрясающе выстраивали хитрые игры из намёков, невзначай выпущенных вздохов, выпавших перчаток и специальным образом подобранных цветов.
А дачный Каменный остров стал для петербургской аристократии XVIII-XIX веков местом, где можно было позволить вуали немного сдвинуться, а контексту - чуть-чуть порваться.

Устав от прямых ударов в лоб, жёстких требований, задранных юбок и условных договорённостей этого дня, возьмите игристого и пройдитесь по Каменному.
Отдохните. Расслабьтесь.
Поправьте свою таинственную вуаль.

Больше из жизни Петербурга

Поддержать проект