Найти тему

F-14 «Томкэт» фирмы «Грумман»-многоцелевой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла-США, 1970 г.

Оглавление

История создания. В феврале 1968 г. военная комиссия сената США решила прекратить серийное производство самолета F-111B по причине слишком больших его размеров для использования в палубной авиации. В связи с этим был объявлен конкурс на разработку истреителя VFX, который в январе 1969 г. выиграла фирма «Грумман», представившая модель ЗОЗЕ. Лишь позже стало ясно, что еще в 1967 г. фирма приступила к разработке нового самолета (по согласованию с командованием военно-морской авиации), а объявление конкурса было простой фикцией. Контракт на строительство 12 самолетов был подписан 4.02.1969 г., а уже 21 декабря 1970 г. был совершен облет первого опытного образца. Новый самолет получил военное обозначение F-14A и традиционное для фирмы название из семейства кошек «Томкэт» («Кот»). В соответствии с тактико-техническими требованиями авиации ВМС США самолет F-14A может выполнять задания палубного истребителя-перехватчика и самолета прикрытия. Способность самолета выполнять разнообразные задания стоила ему значительного увеличения взлетной массы и массы конструкции по сравнению с предварительными оценками. В результате этого тяга примененной силовой установки оказалась на 30% меньше по сравнению с необходимой, что привело к ухудшению летных характеристик самолета.

-2

На базе самолета F-14A разрабатывался ударный самолет для действия по наземным целям и самолет радиопротиводействия EF-14. F-14A отличается от других машин этого класса более мощным вооружением и увеличенным радиусом действия. Изменяемая автоматически в зависимости от скорости и высоты полета стреловидность крыла обеспечивает ему высокую маневренность. Так, в ходе учебных воздушных боев между F-14A и лучшим истребителем ВВС США F-15A первый превосходил соперника на форсированных разворотах с переходом в крутую горку. В учебных боях с самолетами F-106, F-4 и А-4 летчики, пилотирующие F-14A, использовали маневр «ножницы» – резкое торможение с выходом на большие углы атаки (при «распрямлении» крыла в процессе маневра), что приводило к проскакиванию вперед самолета-преследователя и превращению его в мишень. Однако основным преимуществом самолета перед другими, в частности F-4, является малый радиус разворота. В связи с этим F-14A считается лучшим истребителем ВМС США для выполнения задач перехвата и нанесения ударов по наземным и морским целям.

-3

Вооружение

Стационарное вооружение самолета состоит из шестиствольной пушки «Вулкан» М61-А1 калибра 20 мм, расположенной в передней части фюзеляжа (боезапас 675 снарядов). На двенадцати наружных подвесках самолет может нести ракеты класса воздух-поверхность AGM-53A «Кондор» и AGM-65 «Мейверик», блоки НУ PC «Зуни», ракеты класса воздух-воздух «Сперроу», «Феникс» и «Сайдуиндер», управляемые (GBU-15) и неуправляемые бомбы (включая ядерные) и контейнеры аппаратуры лазерного и телевизионного наведения общей массой 6577 кг.

Летно-технические данные F-14A

   Размах крыла (макс./мин.), м 19,45/11,64
   Длина, м 18,89
   Высота, м 4,88
   Площадь несущей поверхности (мин./макс.), м
2 59,3 1) /72,5
   Масса пустого самолета, кг 18100
   Взлетная масса (ном./макс.), кг 24300/33 724
   Максимальная посадочная масса, кг 23 510
   Грузоподъемность, кг 6577
   Емкость топливных баков (внутр./внешн.), кг 7348/1724
   Удельная нагрузка на крыло (ном./макс.), кг/м
2 448/569
   Отношение массы самолета (ном./макс.) к тяге при форсировании, кг/даН 1,37/1,90
   Максимальное число Маха 2,40
   Максимальная скорость на высоте 12000 м, км/ч 2550
   Скорость у земли, км/ч 1470
   Скорость посадки/взлета, км/ч 222/185
   Вертикальная скорость, м/с 160
   Практический потолок, м 21 000
   Дальность (ном./макс. с грузом 3300 кг), км 1754/2140
   Длина разбега, м 366
   Длина пробега, м 488
1) Ориентировочно, в некоторых источниках приводится величина 52,49 м2 .

Если Вам понравилось!

Подписывайтесь на наш канал.

Ставьте палец вверх.