Найти в Дзене

Ключевые тренды педагогики

Оглавление

Тренд № 1. Смешанное обучение

В последнее время много говорят о том, что классно-урочная система, какой мы ее знаем, не может отвечать задачам современного образования. В каждом классе есть те, для кого урок слишком прост, те, для кого он сложен и непонятен, а учитель ориентируется только на ту группу учеников, для которых его сегодняшний урок случайно оказывается в зоне ближайшего развития.

«Смешанное обучение — оптимальный способ сэкономить время учителя и при этом ответить потребностям каждого ученика. Эта форма обучения совмещает разные технологии: дети занимаются с учителем, что-то изучают онлайн, иногда используют комбинированные формы получения знаний. При этом ребенок сам контролирует темп, ритм, характер обучения, выбирает время для уроков, он не «выпадает» из учебного процесса ни во время болезни, ни в путешествиях».
Наталья Андреева Центр смешанного обучения

Существует более сорока моделей урока при смешанном обучении, однако наиболее простыми и эффективными считаются четыре из них:

  • Перевернутый класс. Учитель предлагает ученикам дома посмотреть новый материал, поработать онлайн над проектом, а на уроке, опираясь на имеющиеся результаты, предлагает различные виды деятельности, которая позволяет осмыслить новые знания и перевести их в практикоориентированную плоскость. Это может быть театральная постановка, ролевая игра, викторина, работа в парах, группах и т.д.
  • Ротация станций. Учитель делит класс на три группы и организовывает три учебных «станции». На каждой из них ученики выполняют разные виды деятельности. В рамках этого урока может быть применена работа класса с учителем, индивидуальное освоение материала онлайн, или самостоятельная групповая работа учеников над коллективными проектами. За урок каждый ребенок успевает побывать в каждой группе, и на каждой станции ребенку дается обратная связь.
  • Ротация лабораторий. Этот принцип предполагает, что несколько учителей договариваются о совместной работе их классов и создают эффективную общую онлайн-среду, в которой ученики получают доступ к самым различным материалам, привязанным к урокам. Здесь дети самостоятельно познают, тренируют, выполняют проектные задачи, а учителя получают обратную связь об их работе.
  • Гибкая модель. Здесь индивидуальная образовательная траектория выстраивается самостоятельно учителем, учеником и образовательной средой. Для каждого ученика составлен план: на год, на месяц, на неделю. Расписаны консультации с учителями, запланированы встречи и проекты, много самостоятельной работы. Полезно участие тьютора, который следит за тем, как ребенок проходит свой индивидуальный план. Эта модель наиболее трудозатратна, однако успешно применяется во многих школах.

Наталья Андреева, Центр смешанного обучения

Тренд № 2. Геймификация в образовании.

Сейчас все чаще различные образовательные задачи решаются при помощи элементов игры. Учиться через игру — идея не новая, однако ее воплощения несколько отличаются от тех, которые описывали знаменитые отечественные педагоги и психологи.

Для каких задач хороша геймификация? Далеко не для всех; в учебном процессе останется время и необходимой рутине, и серьезным, неигровым занятиям. Игра поможет тогда, когда ученику нужно вдохновиться на творческую работу, найти смысл в надоевших повседневных учебных практиках, скорректировать поведение, укрепить привычки и т.д.

Основные принципы учебной игры:

  • Во-первых, добровольность. В школе это наиболее сложно реализовать: установленные отношения заставляют учеников к легкому приглашению относиться как к требованию или команде. Тем не менее, принудительное участие в игре не принесет успеха.
  • Во-вторых, у каждого ученика должен быть выбор внутри игры: каждый играющий — не объект, а субъект деятельности. У него должны быть разные возможности, роли, несколько путей к одной цели. Для этого необходимо, чтобы в учебной игре были продуманы разные алгоритмы: например, самостоятельно пройти к цели прямой длинной дорогой или сначала разгадать загадки и получить поддержку «помощника».
  • Еще одно необходимое условие для успешной игры — наличие обратной связи. За каждым решением, каждым действием ребенка должен следовать отклик: комментарий, похвала, совет и т.д.
«Доказано, что неожиданная позитивная обратная связь является очень сильным мотиватором. Внезапное «Молодец!» заставляет играть дальше, а значит, продвигаться в учебном процессе».
Татьяна Дымова Семейный и подростковый психолог

Что дает геймификация? Удовольствие от обучения. Эмоциональное включение, азарт, концентрацию на учебной задаче. Профилактику против страха ошибки. Возможность сплотить команду, научиться общаться во время учебы. Чем мы рискуем? Во-первых, учителю придется выйти из зоны комфорта: игра на уроках не для всех привычна. Во-вторых, есть опасность переборщить с поощрениями: постоянное ожидание вознаграждения может, напротив, навредить учебной мотивации. Наконец, если построить игру на конкуренции, то это может испортить отношения между одноклассниками. Однако, если вести игру умело, все эти риски можно нивелировать.

Татьяна Дымова, семейный и подростковый психолог

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать полезные материалы!

Рекомендуем:

Профессия: педагог. Секреты успеха;

10 ошибок учителя на уроке;

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу.