У страны есть инфраструктура полного цикла для создания ракет, научная база, успешные международные кейсы в реализации космических проектов.
1. Украинец Леонид Каденюк в космосе
Леонид Каденюк стал первым космонавтом с украинским паспортом, который побывал в космосе. Он совершил полет на американском шаттле "Колумбия" с 19 ноября по 5 декабря 1997 в качестве специалиста по полезной нагрузке. Среди других членов команды было четыре астронавта с США (Кевин Крегель, Стивен Линдси, Уинстон Скотт, Калпана Чавла) и один из Японии (Такао Дои). Команда провела в космосе 15 суток и 16 часов и успешно приземлилась в КЦ Кеннеди. Целью полета был научный эксперимент - команда выводила на орбиту и возвращала научный спутник SPARTAN-201-4.
2. Украина - четвертая в мире страна по развитию космической отрасли
Украина - одна из немногих стран мира, которая имеет замкнутый цикл ракетостроения, начиная с ракетного топлива, заканчивая готовыми корпусами, ракетами-носителями и космическими аппаратами. Львиная доля создание космического оборудования приходится на государственные предприятия, которые подчиняются специальному уполномоченному органу - Государственному космическому агентству Украины. В нашей стране производится следующее космическое оборудование:
- двигатели, узлы и агрегаты РН,
- космические аппараты,
- отдельные системы КА,
- ракетно-космические комплексы,
- ракеты-носители.
В портфолио украинской космической отрасли входит три семейства ракет-носителей, запускаемых на четырех космодромах мира.
Одна из главных ролей в космической отрасли страны - в конструкторского бюро "Южное" - это государственное предприятие, доходы которого от международных заказов год за годом превосходят размер государственного финансирования.
За время независимости Украинской ракетами было осуществлено 148 пусков. Ракеты стартовали с космодромов Плесецк, Байконур, Уоллопс, платформы "Морской старт". На орбиту было выведено около 300 космических аппаратов на заказ разных стран мира.
3. Развитие частных инвестиций в космические проекты
Пока ряд государственных космических предприятий в данный момент переживает не лучшие времена, бизнес в Украине готов вкладывать средства в развитие проектов из области космоса, и это тоже играет на руку появлению интереса в этой сфере. Примерно год назад в Днепре запустился "космический" бизнес-инкубатор Space Hub.
Международная компания Noosphere активно инвестирует в космические проекты в Украине и за ее пределами. У компании есть несколько совместных проектов с КБ "Южное" в области разработки космических модулей и ракетных двигателей, исследования космоса и больших данных. Среди проектов, в которые инвестирует Noosphere, - разработка новой спутниковой платформы на основе CubeSat, такие спутники могут создаваться под различные задачи в кратчайшие сроки.
EOS Data Analytics - это облачный сервис, который в автоматическом режиме занимается анализом данных для геоинформационных систем на основе спутниковых снимков, поведенческих факторов, геопространственных данных и информации о рабочих процессах клиента. Компания SETS занимается созданием высокопроизводительных электрических двигателей для космических кораблей. Персонал для международных проектов, которыми занимается Noosphere, частично нанимается в Украине. Преимущественно, это RnD (исследования и разработка).
4. Спутники для дистанционного зондирования Земли "Сич-1", "Сич-1М", "Сич-2"
За годы независимости Украины запустила в космос три спутника для дистанционного зондирования Земли собственной разработки и производства- "Сич-1", "Сич-1М", "Сич-2".
"Сич-1" был запущен в 1995 году с российского космодрома Плесецк. В задачи спутника входил контроль состояния почв, растительности, ледяных покровов, водоемов, исследование ионосферы и магнитосферы. Был выведен с орбиты в 2001 году.
"Сич-1М" был запущен в 2004 году, тоже с космодрома Плесецк. Однако из-за отклонения движения ракеты-носителя при запуске у спутника возникли проблемы с ориентацией аппарата в космосе, он проработал до апреля 2006 года.
"Сич-2" был предназначен для космического зондирования Земли в оптическом и среднем инфракрасных диапазонах. Также на его борту находилось оборудование для исследования заряженных и нейтральных частиц и электрического и магнитного полей в верхней части атмосферы Земли. Спутник был выведен на орбиту в августе 2011 года, но в декабре 2012 года связь с ним была потеряна из-за того, что батарея питания спутника вышла из строя. За то время, что "Сич-2" находился на орбите, он успел сделать и отправить первые снимки на Землю.
Сейчас в планах Государственного космического агентства Украины входит создание спутников "Сич-2-1" и "Сич-2М", "Сич-3-О", "Сич-3-Р", которые должны быть готовы до 2017 м и 2018 годов соответственно . В процессе разработки находится научно-технический искусственный спутник "Микросат". Всего до 2022 года Украина планирует запустить шесть спутников.
5. Украинские компоненты в ракетах других стран
В Украине были разработаны и произведены первая ступень для американской ракеты-носителя Antares и двигатель для европейской ракеты-носителя Vega.
Antares - это ракета-носитель среднего класса, предназначенная для отправки в космос груза весом до 7 тонн.
Vega является ракету-носитель легкого класса и использует украинский двигатель РД-843. Она предназначена для вывода на околоземную орбиту грузов весом 300-1500 кг. Запускается с космодрома Куру во Гвианском космическом центре.
КБ "Южное" получило этот проект в 2004 году в рамках контракта с итальянской компанией Avio. Через 6 лет прошли первые квалификационные испытания, а в 2010 году проект был реализован. Сейчас европейцы планируют заменить украинский двигатель на более экологичное решение, которое работает на метановом ракетном топливе.
6. Ракета "Днепр"
Ракета "Днепр" - украинский-русский проект, двухступенчатая ракета-носитель, созданная на базе баллистических межконтинентальных ракет РС-20 ( "Сатана") в 1999 году.
Ракеты класса "Сатана", созданные еще в советское время и находились на вооружении в советской армии с 1975 года, подлежали ликвидации согласно российско-американского договора. Альтернативой ликвидации стало переоборудование в ракеты-носители. С этой целью была создана украинская-российская организация, в которую вошло несколько предприятий, в том числе КБ "Южное". Именно оно еще в советское время занималось разработкой этой ракеты.
7. Проект "Морской старт"
В далеком 1995 году было создано американо-российско-норвежско-украинское предприятие "Морской старт" (Sea Launch), целью которого было строительство морской платформы в районе экватора для космических стартов. Дело в том, что именно экватор является лучшим местом для запуска, так как позволяет наиболее эффективно использовать вращения Земли и отправлять грузы в космос наименее ресурсоемким.
В 2009 году проект заявил о банкротстве и сейчас его судьба не ясна. Однако, украинская ракета-носитель за время существования платформы зарекомендовала себя хорошо и была важной и неотъемлемой частью ее функционирования.
8. Проект "Наземный старт"
Практически одновременно с проектом "Морской старт" Украина и Россия пришли к мнению о том, что для ракет "Зенит" с грузом менее четырех тонн рационально проводить запуски с наземного космодрома Байконур. Для осуществления этого плана в 1999 году было создано украинское-российское предприятие "Международные космические услуги". В том же году был подписан договор с Казахстаном и с США, необходимый для запуска космических аппаратов с платформы Байконур. Однако в 2015 году Россия отказалась от использования украинских ракет, в том числе и "Зенита".
9. Проект "Алькантара"
Проект "Алькантара" нельзя считать однозначным достижением в космической отрасли, так как его реализация многократно откладывалась, и сейчас он находится в подвешенном состоянии. Однако, в рамках этого проекта Украина выполнила работу, которая заслуживает особого внимания.
Алькантара - бразильский космодром на берегу Атлантического океана, из которого, по замыслу, должны были отправляться в космос украинские ракеты-носители "Циклон-4". "Циклон-4" является модифицированной версией ракет "Циклон-3". Контракт с Украиной был подписан в 2003 году. Космодром интересен тем, что находится близко к экватору, на воде, но рядом с сушей - соответственно, туда легко добираться. К тому же, в малонаселенной местности, что делает запуск потенциально менее опасным.
Проект неоднократно имел проблемы с финансированием. Ввод в эксплуатацию должно было состояться в 2014 году, но космодром и тогда, и сейчас не был достроен. В мае 2015 стало известно, что все работы были заморожены. Какая судьба космодрома Алькантара и наших стартов на нем - пока неизвестно.
10. Проект Mars Hopper - победитель Хакатона NASA
Одно дело - инфраструктура для проектирования и производства ракет и спутников, которой уже много лет, и развитием которой занимаются уважаемые специалисты. Другое дело - живой интерес со стороны молодого поколения. Он в Украине тоже есть.
В 2016 году проект украинской команды Mars Hopper стал победителем Хакатона NASA в номинации "зрительские симпатии". Авторы проекта предложили альтернативную технологию перемещения по Марсу. Как известно, на Марсе разряжена атмосфера и более слабая сила притяжения, чем на Земле. Авторы проекта предложили создать самолет, который, приземляясь, будет собирать лед с поверхности планеты и превращать его в газ. Высвобождается при этом энергия будет создавать реактивную тягу для следующего прыжка и вращения пропеллеров. Фактически, самолет будет перемещаться по планете, как прыгает насекомое.