Многим известно популярное выражение: «У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов - у Англии есть постоянные интересы». Это хорошо прочувствовала на себе и Россия, причём в разное время и при разных обстоятельствах.
Коротка была память британцев, когда русский солдат оставлял на растерзание врагу Москву, а позже триумфально маршировал по французской столице в войне с Наполеоном. Хотя одним из поводов для начала военных действий был отказ русского императора поддержать блокаду Англии.
«Отблагодарили» потомки воинственных бритов уже при осаде Севастополя во времена Крымской войны. А спустя полстолетия союзники по Антанте без стеснения приступили к освоению богатейших недр северо-запада России, истреблению местных жителей и аннексии территорий, погрязшей в пучине гражданской войны страны.
Английские порядки
В марте 1918 года в северном портовом городе Мурманск слышалась английская речь. Но на этот раз приплыли британцы не с торговой миссией: высадка морпехов с крейсера «Глори» ознаменовала начало оккупации и откровенного разграбления значительной части Кольского полуострова.
Правда, преподнесено это было как защита военного имущества России. А поводом для вторжения стало подписание сепаратного мира с Германией.
Свидетели тех событий рассказывали, какие порядки наводили на полуострове пришлые колонизаторы. В частности, к английским морпехам прилипло прозвище «комоны». Это слегка искажённое слово переводиться с английского как «иди ко мне».
Вседозволенность, грабежи и насилие по отношению к местным жителям были визитной карточкой оккупантов.
Без советской власти
Оккупация интервентами русского севера была поддержана белогвардейским командованием. На этих территориях первым делом были разогнаны Советы, большевики, в первую очередь партийные функционеры подлежали расстрелу.
Поначалу местное население, уставшее от опустошительной гражданской войны, иностранцев встретило весьма приветливо. Люди рассчитывали, что интервенция положит конец безвластию и жизнь вернётся в нормальное русло.
Причём сами англичане себя преподносили как союзников – защитников интересов российского государства.
Как оказалось позже, сдерживать себя какими-либо договорённостями с белогвардейцами британцы не желали.
А судя по высказываниям английского командования русские им и вовсе мешали проводить свою «миролюбивую» экспедицию. Правда, заключалась экспедиция не в охране военного имущества, а, наоборот, в его разграблении.
Англичане набивали свои корабли награбленным продовольствием и другими материальными ценностями.
В знак «освобождения» Севера от большевиков даже была выпущена специальная медаль. Её отливали во Франции, тираж составил ни много ни мало полмиллиона штук!
Колонизаторский подход
Только в 1922 году стало известно об истинных намерениях союзничков. В ходе геологоразведки было обнаружено разграбление недр русского севера. Англичане занимались разведкой и разработкой полезных ископаемых. Из страны вывозились никель, марганец, кобальт и другие руды.
Это не говоря уже о ценном лесе и льне, поставлявшихся из более южных регионов. Ущерб от таких варварских действий оценивается в десятки миллионов долларов.
Всех недовольных политикой, проводимой интервентами на полуострове, отправляли в специальные концентрационные лагеря. За «колючкой» были убиты и замучены карателями более 300 жителей губернии.
По законам военного времени работали военно-полевые суды. Только за год через них прошли порядка 4 тысяч человек.
Бегство англичан
Если во время высадки на полуостров англичане не встретили большого сопротивления, то в начале 1919 года колонизаторам пришлось уже вести бои с недавно образованной, но набирающей силу Красной армией.
На стороне интервентов находились немногочисленные вооружённые формирования белогвардейцев. Но численный перевес был на стороне Советов.
Британцы не собирались погибать на русских землях и приступили к эвакуации. Правда, это было больше похоже на бегство.
Уходя с полуострова, морские пехотинцы забирали с собой всё награбленное имущество. Из порта Архангельска уплыли с оккупантами шесть русских ледоколов и три ледокольных парохода. Естественно, ни о каком возврате кораблей Советскому Союзу речи не шло.
В интервенции против молодого советского государства участвовали практически все недавние союзники России по Антанте.
Причём преподносилось это как помощь «официально» признанной и легитимной власти и борьба с большевистским режимом. На деле же происходило разграбление национального богатства страны.