Найти тему

Невероятный героический подвиг времён ВОВ, о котором мало кто знает

Погибший в 1942 году генерал-лейтенант Михаил Ефремов не так известен, как генерал Власов, хотя нередко их имена встречаются рядом ― настолько схожи их судьбы, настолько различается финал.

Обе армии были окружены, но Власов сдался и сотрудничал с немцами, покрыв позором всех, кто служил под его началом, а Ефремов предпочел смерть позору.

Подвиг армии Ефремова

Последние дни его жизни пришлись на апрель 42-го, время, которое в учебниках и воспоминаниях называют «неудачами» советских войск. Другое дело ― командиры, изменившие ход войны, начавшие победное шествие Красной армии до Берлина.

А ведь чтобы с честью принять поражение, требуется не меньший героизм. Судьба генерала, сохранившего верность Отечеству и солдатам, не афишировалась, ее и восстанавливать пришлось по крупицам воспоминаний.

В 1992 году, после публикации книги Юдифи Капусто о судьбе Ефремова стал известен и подвиг война, и его значение.

На военном поприще

Михаил, младший из шести детей в семье, родился в Тарусе. Начинал с подмастерья, затем учился на бесплатных курсах для рабочих, а в 18 лет попал на военную службу. Окончив в 1916 году школу для прапорщиков, на Брусиловском прорыве получил свой первый боевой опыт.

Судьба привела его в Красную армию, где он прошел путь от комроты до командира корпуса. Во время взятия Баку в 1920 году Ефремов командовал отрядом бронепоездов и уже тогда стал одним из прославленных военачальников.

Обвинение снять

От Забайкалья до Кавказа пришлось воевать Ефремову, а в 1930-х годах он был обвинен как заговорщик. Дело в том, что генералу довелось воевать вместе с такими «врагами народа», как Тухачевский и Блюхер. Под большую чистку попали все, кто был с ними связан.

Показания против Ефремова дал революционный герой Павел Дыбенко. Два с половиной месяца Ефремова держали в гостинице под арестом до выяснения обстоятельств. Генерал держался достойно, ни на кого не клеветал, вину свою не признавал.

Последний допрос — по просьбе Ворошилова и Микояна — ему провел лично Сталин, который, убедившись в невиновности военачальника, приказал его освободить и снять с него все обвинения.

Служба в Красной армии

В начале войны Ефремову поручили командование 21-й армией, воевавшей на могилевском направлении и сдерживавшей продвижение немцев к Киеву. Позже он командовал Западным фронтом, затем 10-й армией.

Необходимо было сдерживать наступление противника, и 33-я армия, которую с октября 1941-го возглавил Ефремов, с честью выполняла эту задачу на самом сложном и стратегически важном направлении: немцы прорывались к Москве.

В декабре армия Ефремова обеспечила разгром танковой группы немцев и освободила Наро-Фоминск. Армии требовалось пополнение личного состава и техники, но Жуков приказал срочно наступать на Вязьму.

Жестокий просчет

Планировалось, что в военной операции примут участие объединенные силы четырех фронтов, однако на деле вышло иначе. Позже в мемуарах Жуков хотя и сдержанно, но признавал свою ошибку, дескать переоценил свои силы.

Армия Ефремова сражалась с открытыми флангами и не смогла получить подкрепление или соединиться с другими соединениями, а враги постоянно получали пополнение и были усилены поступившими из Франции танками.

Четыре дивизии без припасов, снарядов и медикаментов были отрезаны от своих пятикратно превосходящими силами врага.

Поздние исследования показали, что в то время, когда крайне истощенные, голодающие бойцы, сражались с оккупантами, в дивизиях не было ни единого случая предательства. Бойцы Ефремова верили, что, принимая на себя удар, дают другим армиям возможность для прорыва.

Пример стойкости

Генерал сделал все возможное, чтобы организовать оборону и сдерживать противника. Позже историки начали сопоставлять подвиг 33-й армии Ефремова и 6-й армии Паулюса. Обе армии находились в окружении примерно равное время, при этом в подчинении немецкого фельдмаршала были 270 тысяч бойцов.

Под командованием Ефремова сражались меньше 12 тысяч человек. Не больше тысячи бойцов оказались в плену, примерно восемьсот смогли с боями пробиться к своим, остальные погибли.

Вместе до конца

До последнего момента Ефремов верил, что сможет соединиться с другими частями, предлагал планы прорыва, но Ставка их отклоняла. Положительное решение было принято слишком поздно, время было потеряно.

Ефремовцы должны были соединиться с 43-й армией, но немцы бросили все силы на 43-ю армию, и та перешла в оборону. Когда стало ясно, что армия Ефремова не получит помощи, а бойцы будут сражаться до последнего вздоха, Москва по приказу Сталина прислала за командармом самолет.

Ефремов ответил, что сражался со своими бойцами и умирать будет вместе с ними. В Москву самолетом отправились несколько тяжелых раненых и боевые знамена.

Предложение сдаться

В начале апреля немцы направили Ефремову ультиматум. Отметили мужество защитников, напомнили, что солдаты голодают, а боеприпасы на исходе. Гарантировали сохранение жизни и сообщали, что им не хотелось бы стрелять по безоружному противнику. И напоминали, что в такой ситуации армии оказалась по вине высшего командования.

Ефремов ответил шифрограммой в Ставку, в которой перечислил населенные пункты, где размещался штаб немцев, и просил «хорошенько продолбить» артиллерией. Русские ответили огнем, хотя на расстановку сил это не повлияло.

Генерал скомандовал разделиться и прорываться к своим. А немцы принялись охотиться за той группой, в которую входил Ефремов.

Честь превыше жизни

Его группа не вышла из окружения. Командарм был ранен, и какое-то время бойцы несли его на руках. Во время тяжелейшего боя все автоматчики, охранявшие раненого в бедро командира, погибли. Передвигаться Ефремов не мог, и последние патроны он оставил для своей жены Елизаветы, служившей санинструктором, и для себя.

Когда немцы предавали тело командарма земле, немецкое командование ставило его в пример солдатам вермахта и призвало их защищать Германию так же храбро, как защищал свою землю русский генерал.

Ефремовцы сравнительно крупными группами пробивались из окружения до самого мая. Бойцы армии Ефремова, которым удалось выйти из окружения, получили боевые награды.

В отличие от Власова, бросившего тень предательства на всех своих солдат, слава Ефремова придавала мужества его воинам.

Народная память

Спустя несколько месяцев наступательное движение немецких войск было сломлено. После освобождения Вязьмы капитан Михаил Ефремов, сын командарма, нашел место захоронения отца. Жители деревни Слободка рассказывали ему об отце, его стойкости и героизме, совсем мифические истории.

Как он стоит в бурке под шквальным огнем, не пригибается, и пули его не берут. Таким остался в народной памяти легендарный командарм. Поляна в сосновом лесу, на которой погиб Ефремов, и спустя год была усеяна касками погибших воинов.

Посмертная слава

В 1996 году подвиг генерала Ефремова был оценен присвоением высшего звания — Героя России. В 2011 году родственники и журналисты направили прошение Патриарху Кириллу.

Поскольку командарм покончил с жизнью не из малодушия, а ради спасения своих солдат родственники просили позволить отпеть героя войны.

Патриарх разрешил провести отпевание и указал на необходимость возродить память о подвиге генерала.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, а мы будем радовать самыми интересными статьями.