Найти тему

Красивый неудачник

Текст: Антон Ширяев; Фото: Jaguar

Впервые  идея создания спортивной машины с V12 пришла в головы специалистов  Jaguar  в конце 1950-х гг. Тогда под капотом машин из Ковентри трудились  исключительно шестицилиндровые рядные двигатели.
Впервые идея создания спортивной машины с V12 пришла в головы специалистов Jaguar в конце 1950-х гг. Тогда под капотом машин из Ковентри трудились исключительно шестицилиндровые рядные двигатели.
До  определённого момента их мощности хватало, но Ferrari с V12 всегда были  мощнее. Тем не менее работа над первым двенадцатицилиндровым мотором в  истории Jaguar началась только в 1963 году.
До определённого момента их мощности хватало, но Ferrari с V12 всегда были мощнее. Тем не менее работа над первым двенадцатицилиндровым мотором в истории Jaguar началась только в 1963 году.
Англичане  просто объединили на одном коленчатом валу два привычных алюминиевых  шестицилиндровых мотора серии XK. Поэтому  двигатель был готов уже летом  1965 года.
Англичане просто объединили на одном коленчатом валу два привычных алюминиевых шестицилиндровых мотора серии XK. Поэтому двигатель был готов уже летом 1965 года.
Он  получил механический впрыск компании Lucas и выдавал фантастические 510  л.с. Ведущим задним колёсам весь этот табун передавался через  5-ступенчатую механическую коробку, которую установили поперёк.
Он получил механический впрыск компании Lucas и выдавал фантастические 510 л.с. Ведущим задним колёсам весь этот табун передавался через 5-ступенчатую механическую коробку, которую установили поперёк.
Но  машины для мотора по-прежнему не было. Под капот только появившегося  E-Type он не влезал, да и для успеха в абсолютном зачёте Ле-Мана  переднемоторное купе подходило мало – на трассе в Сарте доминировали  среднемоторные Ferrari.
Но машины для мотора по-прежнему не было. Под капот только появившегося E-Type он не влезал, да и для успеха в абсолютном зачёте Ле-Мана переднемоторное купе подходило мало – на трассе в Сарте доминировали среднемоторные Ferrari.
  Рисовать  новый прототип доверили Мальколму  Сэйеру, отвечавшему за дизайн  гоночных Jaguar C-Type и D-Type, которые неоднократно побеждали в  Ле-Мане. До Jaguar Сэйер работал в Bristol Aeroplane Company и широко  использовал свои знания в аэродинамике.
Рисовать новый прототип доверили Мальколму Сэйеру, отвечавшему за дизайн гоночных Jaguar C-Type и D-Type, которые неоднократно побеждали в Ле-Мане. До Jaguar Сэйер работал в Bristol Aeroplane Company и широко использовал свои знания в аэродинамике.
XJ13 получился с очень низким силуэтом и вытянутой задней частью, что должно было обеспечить машине высокую скорость на прямых трассы Сарте. Расчётная максимальная скорость составляла 276 км/ч. Но перед тем, как отправлять прототип на гонку, нужно было ещё научить его ездить.
XJ13 получился с очень низким силуэтом и вытянутой задней частью, что должно было обеспечить машине высокую скорость на прямых трассы Сарте. Расчётная максимальная скорость составляла 276 км/ч. Но перед тем, как отправлять прототип на гонку, нужно было ещё научить его ездить.
И  тут начались неудачи. В Jaguar хотели привлечь для этой цели тогда ещё  двухкратного чемпиона мира Джека Брэбэма, который одновременно был и  неплохим инженером. Но великий австралиец отказался, и англичанам  пришлось довольствоваться Джэком Хоббсом – неплохим, но не гениальным  пилотом.
И тут начались неудачи. В Jaguar хотели привлечь для этой цели тогда ещё двухкратного чемпиона мира Джека Брэбэма, который одновременно был и неплохим инженером. Но великий австралиец отказался, и англичанам пришлось довольствоваться Джэком Хоббсом – неплохим, но не гениальным пилотом.
Хоббс  остался очень доволен машиной и даже установил новый рекорд трассы  Сильверстоун, где проходили тесты. Но для развития программы XJ13  требовались деньги, а автоспорт у Jaguar в отличие от 1950-х гг. уже не  был в приоритете.
Хоббс остался очень доволен машиной и даже установил новый рекорд трассы Сильверстоун, где проходили тесты. Но для развития программы XJ13 требовались деньги, а автоспорт у Jaguar в отличие от 1950-х гг. уже не был в приоритете.
Ситуация  с финансированием проекта ухудшилась после того, как Jaguar вошёл в  состав концерна British Motor Corporation. В BMC вообще весьма  скептически относились к участию в автогонках, поэтому над проектом XJ13  нависла угроза закрытия.
Ситуация с финансированием проекта ухудшилась после того, как Jaguar вошёл в состав концерна British Motor Corporation. В BMC вообще весьма скептически относились к участию в автогонках, поэтому над проектом XJ13 нависла угроза закрытия.
Последний  гвоздь в крышку гроба прототипа забил Ford GT40. Коллективу Кэрола  Шелба никак не удавалось побить Ferrari с их V12 4.0 и 4.4, поэтому  американцы решили действовать радикально и... установили под капот своей  машины исполинский V8 7.0!
Последний гвоздь в крышку гроба прототипа забил Ford GT40. Коллективу Кэрола Шелба никак не удавалось побить Ferrari с их V12 4.0 и 4.4, поэтому американцы решили действовать радикально и... установили под капот своей машины исполинский V8 7.0!
И  англичане просто сдрейфили, ведь V12 на XJ13 обладал куда более  скромным объёмом в 5.0 литров. Уже в 1967 году все испытания были  прекращены, а саму машину загнали на заводской склад. Вспомнили об XJ13 в  1971 году, когда серийная версия V12 прописалась под капотом E-Type.
И англичане просто сдрейфили, ведь V12 на XJ13 обладал куда более скромным объёмом в 5.0 литров. Уже в 1967 году все испытания были прекращены, а саму машину загнали на заводской склад. Вспомнили об XJ13 в 1971 году, когда серийная версия V12 прописалась под капотом E-Type.
Для  этого купе получило увеличенную колёсную базу и иной дизайн передней  части. В Jaguar решили, что XJ13 можно использовать в качестве неплохой  рекламы нового двигателя. Дескать, он пришёл на конвейер прямо из боксов  гоночной команды.
Для этого купе получило увеличенную колёсную базу и иной дизайн передней части. В Jaguar решили, что XJ13 можно использовать в качестве неплохой рекламы нового двигателя. Дескать, он пришёл на конвейер прямо из боксов гоночной команды.
Увы,  никто не озаботился проверить техническое состояние гоночного  прототипа. За несколько лет простоя шины на XJ13 получили повреждения,  поэтому инженеры не рекомендовали разгонять автомобиль до боевых  скоростей, но их никто не послушал.
Увы, никто не озаботился проверить техническое состояние гоночного прототипа. За несколько лет простоя шины на XJ13 получили повреждения, поэтому инженеры не рекомендовали разгонять автомобиль до боевых скоростей, но их никто не послушал.
В  итоге во время съёмок рекламного видео шина на спайдере не выдержала.  На скорости в 225 км/ч Jaguar вылетел с трассы и несколько раз  перевернулся в продольном и поперечном направлениях. Машина была  практически полностью уничтожена, хотя пилот отделался лишь ушибами.
В итоге во время съёмок рекламного видео шина на спайдере не выдержала. На скорости в 225 км/ч Jaguar вылетел с трассы и несколько раз перевернулся в продольном и поперечном направлениях. Машина была практически полностью уничтожена, хотя пилот отделался лишь ушибами.
Естественно,  восстанавливать прототип никто не собирался – обломки просто вернули на  склад. В 1973 году разрушенную машину выкупил Эдвард Лоадес. Вместе с  останками он приобрел и деревянные колодки для производства алюминиевых  деталей кузова.
Естественно, восстанавливать прототип никто не собирался – обломки просто вернули на склад. В 1973 году разрушенную машину выкупил Эдвард Лоадес. Вместе с останками он приобрел и деревянные колодки для производства алюминиевых деталей кузова.
Уже  к концу года XJ13 был восстановлен. Правда, в компании Jaguar заявили,  что в ходе реставрации машина была восстановлена не в том же виде, что  до аварии. Всё дело в том, что чертежей некоторых деталей просто не  было. Другие существовали в единственном экземпляре.
Уже к концу года XJ13 был восстановлен. Правда, в компании Jaguar заявили, что в ходе реставрации машина была восстановлена не в том же виде, что до аварии. Всё дело в том, что чертежей некоторых деталей просто не было. Другие существовали в единственном экземпляре.
Например,  реставраторы не смогли найти аналог колёсам, стоявшим на машине до  аварии. В итоге для новых дисков пришлось расширять колёсные арки. Тем  не менее автомобиль высоко ценится и компанией Jaguar, и своими  владельцами, и потенциальными покупателями.
Например, реставраторы не смогли найти аналог колёсам, стоявшим на машине до аварии. В итоге для новых дисков пришлось расширять колёсные арки. Тем не менее автомобиль высоко ценится и компанией Jaguar, и своими владельцами, и потенциальными покупателями.
Независимые  оценщики никогда не называли ориентировочную стоимость машины, но в  1996 году за XJ13 давали 7 000 000 фунтов стерлингов – владелец  отказался продавать.
Независимые оценщики никогда не называли ориентировочную стоимость машины, но в 1996 году за XJ13 давали 7 000 000 фунтов стерлингов – владелец отказался продавать.
Кроме  того XJ13 стал настоящим любимцем строителей реплик. За небольшие  деньги можно приобрести копии прототипа с правым или левым рулём, в  любом цвете и практически с любым двигателем от четырёх до восьми  цилиндров.
Кроме того XJ13 стал настоящим любимцем строителей реплик. За небольшие деньги можно приобрести копии прототипа с правым или левым рулём, в любом цвете и практически с любым двигателем от четырёх до восьми цилиндров.
Пусть  XJ13 ни разу не вышел на старт 24-часового марафона в Ле-Мане, но он  внёс колоссальный вклад в развитие британского автомобильного дизайна,  подарил компании Jaguar двигатель V12 и стал настоящей классикой.
Пусть XJ13 ни разу не вышел на старт 24-часового марафона в Ле-Мане, но он внёс колоссальный вклад в развитие британского автомобильного дизайна, подарил компании Jaguar двигатель V12 и стал настоящей классикой.
Авто
5,66 млн интересуются