45 лет назад вышел пятый студийный альбом группы Bob Marley & The Wailers – «Catch a Fire».
Именно с этой пластинки началось всемирное признание Боба Марли. До 1973 года The Wailers уже записывали и выпускали альбомы, но их распространение не выходило за пределы родной для музыкантов Ямайки. Тем не менее группе повезло познакомиться с основателем фирмы Island Records – Крисом Блэкуэллом.
Ранее Блэкуэлл уже выпускал записи ямайских музыкантов (в том числе и The Wailers) на различных сборниках, поэтому выпуск полноценного альбома был вопросом времени. На запись этой пластинки Крис выделил Бобу 4000 английских фунтов.
Группа The Wailers тогда состояла из Боба Марли (вокал, гитара), Питера Тоша (вокал, гитара, клавиши), Банни Уэйлера (бонги, конги) и братьев Эштона и Карлтона Барретов, составивших ритм-секцию. Не отступая от своих методов записи, пятеро музыкантов, по словам Банни Уайлера, записали альбом приблизительно за то же время, что он звучит. Запись проходила на трёх студиях, расположенных в городе Кингстон, на Ямайке. Всё писалось вживую. Музыканты расставляли инструменты в одной комнате и исполняли новые песни. Всего было записано 11 композиций. Альбом представлял практически бенефис Марли, как автора. Только на двух композициях «400 Years», «Stop That Train» в качестве автора указан гитарист Питер Тош, обладающий не меньшими амбициями, чем Боб. Питер понимал, что единственный лидер The Wailers – Боб Марли, поэтому вскоре после финансового взлёта группы, он покинул коллектив ради сольного творчества.
В декабре 1972 года Марли полетел в Лондон, чтобы передать мастер-плёнки Крису Блэкуэллу.
Блэкуэлл: «Когда я впервые услышал «Slave Driver» – это был полный восторг, музыка была фантастической».
Однако Крис понимал, что этого будет недостаточно. Подобное звучание было непривычным для американской и английской аудитории, а именно они должны были стать целевыми. Этого хотел и Марли, поэтому он предоставил Крису полную свободу действий в обращении с записанным материалом.
Для американизации звучания The Wailers Крис привлёк команду сессионных музыкантов. Ключевую роль в формировании нового звучания сыграли гитарист Уэйн Перкинс и уже упомянутый Джон Бандрик, записавший клавишные подкладки под множество композиций, сделав звучание более плотным. Для сравнения послушайте две версии композиций «Stir it Up» и «Stop that Train». Бандрик до этого был знаком с музыкой Марли, Перкинса же даже не предупредили, что ему предстоит писать партии для музыки регги, о которой он ничего не знал. «Там не было пробелов, которые я мог бы заполнить. Я никогда не слышал такой музыки» - вспоминаk Уэйн. Но Блэквулл помог Перкинсу настроиться на восприятие новой музыки, и тот насытил её дополнительным звуковым слоем, а в открывающую альбом «Concrete Jungle» добавил отличное гитарное соло.
Помимо инструментальных дополнений Крис добавил женские бэк-вокалы, особенно это слышно на «Baby We've Got a Date (Rock It Baby)», переписал партию бас-гитары на «Concrete Jungle», добавил флейту Тони МакКука и доработал перкуссионные партии.
«Catch a Fire» не стал в одночасье музыкальной сенсацией, но гастроли в поддержку альбома и одобрительные отзывы критиков открыли перед группой новые горизонты, не ограничивающиеся только территорией Ямайки.
Архивная статья журнала Distortion №13
Мы в соцсетях: | Вконтакте | Facebook | Instagram | Telegram | Я.Музыка |