Найти в Дзене
Wigwam

Музыка в лицах: Дэвид Гилмор (Часть 2)

В начале 70-х, в составе Pink Floyd, Дэвид Гилмор продолжает экспериментировать со звучанием. Какие-то из опытов были более, а какие-то менее успешными. Как бы то ни было, благодаря уходу от всех существующих концептов, группа создала свой шедевр – «The Dark Side of The Moon».

В перерывах между «Meddle» и «Obscured By Clouds» у музыкантов появляется свободное время для работы над новым материалом, который впоследствии вырос в один из самых потрясающих релизов в истории рок-музыки «The Dark Side of The Moon». Как вспоминал Дэвид Гилмор – «Начало альбому положили наши репетиции на складе в Бермондси, который принадлежал группе The Rolling Stones. Там мы импровизировали или сочиняли, называйте как хотите... Многие музыкальные идеи родились внезапно в процессе импровизаций на репетициях». Участники группы вспоминали, что «The Dark Side of The Moon» – результат вовлеченности в процесс каждого из них. Это был именно тот период времени, когда все они стали единым целым, пытаясь создать что-то величественное и необычное.

Но, несмотря на общую «семейную» обстановку, соперничества между Дэвидом и Роджером избежать не удалось. Разногласия проявили себя на стадии микширования альбома. В качестве третейского судьи музыканты позвали продюсера Криса Томаса, который совместно с Аланом Парсонсом, должен был отвечать за сведение и окончательное звучание концептуальной пластинки. Изначально предполагалось, что Томас и Парсонс будут работать над финальной стадией вдвоём за закрытыми дверями студии, обособленно от музыкантов. Однако в первый день микширования Роджер проник в студию, а когда Дэвид об этом узнал, то и сам начал приходить туда ежедневно. Сам Гилмор хотел придать материалу более объемное звучание «с реверберацией и тому подобными штуками». Но у Уотерса было иное видение, как утверждал Дэвид – «Роджер хотел сделать альбом очень «сухим»». Они оба пытались контролировать финальную стадию записи альбома, и как мы с вами можем слышать, в итоге Крис Томас в большей мере склонился к точке зрения Гилмора.

«Тёмная сторона луны» вознесла Pink Floyd на небывалую высоту, вдобавок возведя прогрессивный рок в рамки мейнстрима. Для группы настали непростые времена. С одной стороны, они стали богаты и знамениты на весь мир, а с другой, это послужило причиной постепенной утраты интереса к экспериментам. Как вспоминал сам Дэвид – «Поначалу ты хочешь стать популярным и богатым, играть на стадионах и сводить с ума толпу. Но когда успех достигнут, то начинаешь задумываться: «И это всё? Ради этого я старался? А что дальше?».

«Wish You Were Here» стал результатом того замешательства, в котором оказалась группа. Альбом затрагивает проблемы музыкальной индустрии, а также отчуждённости и, конечно же, непосредственно касается основателя группы Сида Барретта. Объемность, которую мы можем слышать в начале «Shine On You Crazy Diamond», возникла благодаря Дэвиду. Он решил, что будет намного лучше записать вступление в помещении, специально отведенном для оркестра, что придало звучанию глубины и эффект «эхо». Одноименная композиция с альбома – «Wish You Were Here», исполненная с лёгким налётом «кантри», вопреки мнению многих, изначально не задумывалась как отсылка к первому вокалисту и гитаристу группы, но сам Гилмор спустя годы признался, что каждый раз исполняя её, он вспоминает Сида.

Pink Floyd в студии Abbey Road за работой над альбомом "Wish You Were Here".
Pink Floyd в студии Abbey Road за работой над альбомом "Wish You Were Here".

Когда группа уже заканчивала работу над альбомом, создавая финальный вариант «Shine On…», студию посетил, на первый взгляд, достаточно непримечательный человек. На вид он был полный, голова и брови были выбриты полностью, а в руках он сминал полиэтиленовый пакет. Никто из участников коллектива, даже Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор, не признали с первого раза в нём Сида Баретта. Как вспоминал Сторм Торгерсон, когда люди поняли, кто стоит перед ними, «несколько человек даже заплакали». Сид, которого к тому времени никто из Pink Floyd не видел уже более 5 лет, невозмутимо прослушал композицию целиком, казалось, он даже и не понял, что она была полностью посвящена ему, а в конце добавил – «я всегда готов помочь, если потребуется». Дэвид, который до конца жизни Сида следил, чтобы все авторские отчисления доходили до него, был глубоко потрясён и на какое-то время лишился дара речи.

Фото Сида Барретта во время его визита на студию, где группа работала над "Wish You Were Here".
Фото Сида Барретта во время его визита на студию, где группа работала над "Wish You Were Here".

На вечер того же дня был запланирован праздничный ужин по случаю помолвки музыканта с американкой художницей Вирджинией Хассенбейн. По словам Гилмора, они полюбили друг друга буквально с первого взгляда во время концерта Pink Floyd в Энн Эрбор. Позже у пары родилось 4 замечательных ребёнка: дочери Элис, Клэр и Сара (будущая топ-модель), а также сын Мэттью.

После выхода «Wish You Were Here» отношения между Гилмором и Уотерсом начинают всё сильнее накаляться. С момента прихода Дэвида в Pink Floyd именно они пытались делить пальму первенства в группе, время от времени идя на компромисс, но к моменту создания «Animals» Роджер решил, что пришло время потуже затянуть гайки и окончательно показать – кто тут главный. В результате, на альбоме от Дэвида практически ничего не было. Данный факт не мог бесследно пройти для человека, главной целью которого было творить.

Междоусобицы внутри группы отразились и на их поведении перед публикой. На одном из концертов в 1977-м, Уотерс со сцены плюнул в фаната. Гилмор же в конце одного из представлений просто-напросто отказался выходить на бис и играть две дополнительные песни.

Гастроли проходили всё хуже и хуже. Стало ясно, что пора бы взять перерыв и заняться чем-то своим. Всё это привело к тому, что в мае 1978 года свет увидел первый сольный альбом гитариста, записанный во Франции и незатейливо названный – «David Gilmour». Конечно, альбом напоминал творчество Pink Floyd, однако оказался более лиричным и умиротворяющим. Пластинка была амбициозна, но Гилмор не претендовал на какой-то громкий статус со своим сольником. Это была отдушина для музыканта, где он, наконец, смог делать всё, что считал нужным.

Обложка дебютного сольного альбома Дэвида Гилмора.
Обложка дебютного сольного альбома Дэвида Гилмора.

После приятного сольного вояжа, в котором Дэвиду помогали его давние приятели из группы Bullitt, предстояло вернуться в группу, отношения в которой напоминали поля ожесточенных сражений. К тому моменту Роджер Уотерс уже держал весь состав группы в железном кулаке, относясь к Нику, Дэвиду и Ричарду как к обычным сессионным музыкантам, приглашенным отыграть отведённые им партии. Всё шло к созданию, пожалуй, самого эпохального альбома Pink Floyd – «The Wall». Каждая написанная нота отстаивалась в спарринге двух тяжеловесов, Гилмора и Уотерса. Последнее слово практически всегда было за басистом, однако и гитаристу было суждено одержать несколько побед в этой войне мнений. Одной из таких побед оказалась, пожалуй, самая известная композиция пинков «Comfortably Numb». Бой за окончательное виденье композиции напоминал шахматы. Гилмор решил, что песня должна звучать по-другому и предложил перезаписать басс, барабаны и клавишные. Скомпилировав своё виденье, со словами – «теперь твой ход», он оставил запись Уотерсу. После этого они ещё несколько раз делали свои «ходы», но в итоге «Comfortably Numb» стала компромиссом между музыкантами.

В процессе создания «Стены» отношения между участниками группы катились под откос. Роджер обвинял Райта в том, что тот не делает ничего полезного для записи. Уотерс наседал на Ричарда всеми возможными способами, казалось, он преследовал лишь одну цель – «задавить» его. Гилмор пытался спасти положение, приехав и лично поговорив с клавишником, но в итоге Райт всё равно был разжалован в сессионщики и покинул группу в момент сведения альбома.

К середине 80-х Pink Floyd уже мало напоминали цельную группу. К моменту создания «The Final Cut», Дэвид, наравне с остальными членами группы, исполнял лишь роль приглашённого музыканта. Антивоенный альбом от начала и до конца был создан исключительно Роджером Уотерсом. Гилмор до последнего старался привнести в пластинку что-то своё. Он просил Уотерса подождать, дать ему хотя бы ещё немного времени, но все попытки были тщетны. «The Final Cut» стал последней каплей для музыкантов, не желавших и далее мириться с единовластием Уотерса. Два лагеря, облив друг друга изрядной порцией отборных помоев, поочерёдно громко хлопнули дверью, после чего каждый из них пошёл своей дорогой.