КВ-2 История
История мирового танкостроения знает немало случаев, когда созданная техника по своим тактико-техническим параметрам и характеристикам с трудом вписывалась в существующую на данный период военную концепцию. Подобная ситуация возникла и с появлением на поле боя стального монстра, советского тяжелого танка КВ-2. Несмотря на то, что оружие такого формата не смогло найти своего реального места на поле боя, появление подобного танка стало знаковым событием не только для вооруженных сил СССР, но и для мирового танкостроения. Этому способствовал ряд факторов, как стратегических, так и политических. Советские тяжелые танки, созданные перед началом Великой Отечественной войны, своим появлением дали мощный толчок последующему развитию этого рода войск. Стальные громадины, неуязвимые для огня артиллерии, способствовали появлению новых тактических приемов в существующей концепции использования танков.
Причины, побудившие советских конструкторов создать столь необычный танк, лежат на поверхности. В конце 30-х годов бронетанковые войска РККА были едва ли не самыми многочисленными в мире. Основной парк Красной Армии был представлен моделями легких танков Т-26 и серии БТ. Маневренные и легкие машины представляли собой основную ударную силу, способные быстро решать оперативно-тактические задачи на открытой местности. Для своего времени это были достаточно удачные машины. Единственным недостатком советских танков была слабая броневая защита.
Противопульное бронирование не могло обеспечить советским Т-26 и БТ надежную защиту от огня вражеской артиллерии. Военные действия на Карельском перешейке в ходе «Зимней войны» 1939-1940 года наглядно показали уязвимость советской бронетехники перед артиллерийским огнем обороняющихся финнов. К тому же, советским войскам пришлось столкнуться с преодолением глубокоэшелонированной обороной, основу которой составляли долговременные укреплениями линии Маннергейма. Легкие и маневренные танки, вооруженные 45 мм пушками, со слабой броней, стали бесполезными для ведения наступательных действий в условиях прочной и долговременной обороны противника. Финские ДОТы и ДЗОТы, вооруженные пулеметами и артиллерией спокойно расстреливали наступающую пехоту, легко уничтожали советские танки еще в предполье оборонительных позиций. Обстрел укреплений финнов советской крупнокалиберной артиллерией и авианалеты не давали должного эффекта.
Требовалось эффективное средство уничтожения для ближнего боя, способное уничтожить долговременные огневые точки выстрелами в упор. Необходима была техника, способная доставить тяжелое крупнокалиберное орудие на передок, из которого можно было вести огонь прямой наводкой. Самоходная артиллерия в то время находилась в зародышевом состоянии, основной упор делался на тяжелые танки. Действенным средством выхода из сложившейся ситуации стал тяжелый штурмовой танк КВ-2, появившийся в составе Северо-Западного фронта в январе 1940 года. Этот гигант с несоразмерно большой башней обладал не только огромной огневой мощью, но и был неуязвим для огня вражеской артиллерии.
Новый танк был способен подойти на близкое расстояние к вражеским долговременным огневым точкам, расстреливая их из мощного 152 мм орудия. С расстояния в 200-400 метров советские бетонобойные и фугасные снаряды такого калибра превращали бетонные укрепления в груду обломков. Сам танк практически оставался невредимым. Единственным оружием, которое могло остановить стальную громаду, стали финские противотанковые мины.
Новый танк продолжил серию советских тяжелых танков КВ (аббревиатура КВ – Климент Ворошилов) машин нового поколения. Первая машина этого типа КВ-1 имела мощную броню и вооружалась 76 мм орудием. Танк был рассчитан для прорыва обороны противника в полевых условиях. Достаточно высокие тактико-технические характеристики новой машины позволили ей успешно действовать на поле боя в подходящих условиях. Ярким примером высокой эффективности советской тяжелой танковой техники нового поколения является тот факт, что советские первые КВ прошли испытание огнем не только во время Зимней войны, но и продолжали стоять на вооружение РККА весь начальный период Великой Отечественной войны.
Первый образец под индексом У-1 вышел на военный полигон уже в январе 1940 года. Обзор новой машины следует начинать не с ходовой части, которая в основном сохранилась от предыдущей машины, а с его башни. Подобного в истории мирового танкостроения еще не было. На танковое шасси конструкторы решили установить 152 мм гаубицу М-10 в танковом варианте, с укороченным стволом. Новое орудие получило индекс м-10Т. Установка такого мощного для танка орудия потребовала создание новой башни больших размеров. Использования танка в качестве артиллерийской платформы не ставило перед советскими конструкторами ограничения для достижения малозаметности машины на поле боя. В процессе разработки было использовано два варианта башни МТ-1 и МТ-2. После проведения огневых испытаний военные эксперты и конструкторы остановились на втором варианте, при котором башня имела меньшую площадь поражения.
Главные опасения разработчиков новой машины, были связаны с воздействием огромной силы отдачи, возникающей при стрельбе из гаубицы, на положение машины, не оправдались. Танк после выстрелов продолжал сохранять устойчивость. Корпус танка обшивался броней толщиной 30, 40, 65 и 75 мм на бортах и в лобовой части. Отдельно стоит остановиться на бронировании танковой башни. Для этих целей были использованы бронированные плиты толщиной 75 мм. Маска орудия имела толщину 110 мм. Такого мощного бронирования в то время не имела ни одна модель танка в мире. Существующие на тот момент образцы танковых и противотанковых орудий были бессильны пробить такую толстую броню, ведя огонь с любого расстояния. Башня оснащалась в кормовой части дверцей, облегчающие действия экипажа в боевых условиях.
Для столь крупной башни потребовалось увеличить погон до 1535 мм. Башня, установленная на боевое отделение, фиксировалась специальными зажимами, обеспечивающими ей устойчивость во время ведения огня и при сильном крене машины. Танковая башня КВ-2 имела углы поворота, рассчитанные на ведение огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций. Внутри башни места хватало для работы боевого расчета артиллерийского орудия, состоящего из 4-х человек. В боевом отделении размещались места механика – водителя и стрелка-радиста. Посадка и эвакуация экипажа машины обеспечивалась через люк и кормовую дверцу, расположенную в башне, через люк в боевом отделении. В днище танка также имелся аварийный входной/выходной люк. Доступ ко многим узлам и агрегатам танка обеспечивался через днище танка, в котором для этих целей имелись специальные технологические отверстия.
Боевое применение КВ-2
Обзор боевого применения новой машины следует начинать с ее действий на полях сражений во время советско-финской войны. Танк специально создавался для преодоления укреплений линии Маннергейма. Как оказалось, с поставленной задачей новый тяжелый штурмовой танк успешно справлялся. Несмотря на то, что к моменту появления тяжелого стального монстра на Карельском перешейке, финская армия была обескровлена, действие новой машины показало правильность принятого решения.
Причины столь больших потерь заключаются не в слабости конструкции советского тяжелого танка, а в отсутствии необходимых технических и боевых условий для эффективной эксплуатации оружия данного типа. Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны пришлось вести оборонительные сражения. Необходимость в штурмовых танках для использования на поле боя, как таковая отсутствовала. Советским танкистам приходилось вести танковые бои в условиях полного или частичного окружения. При непосредственном столкновении с немецкими танковыми частями советский КВ-2 был безусловно непревзойденным оружием. Немецкие средние танки PzKpfw-III PzKpfw-IV не могли огнем своих орудий поразить советского левиафана. Немецкие танковые части выигрывали сражения за счет лучшей системы управления на поле боя и благодаря маневренности своих машин.
Ни одно из противотанковых орудий немецкой армии в начальный период войны не могло пробить 75 мм броню КВ-2. Однако даже при отсутствии на поле боя равного противника советские тяжелые танки несли огромные потери. Сказалось отсутствие должного управления танковыми частями в войска. Нередко отсутствие боеприпасов, запасных частей и топливо приводило к тому, что экипажи вынуждены были оставлять свои машины на поле боя. Большая часть советских тяжелых танков в первые месяцы войны была потеряна по техническим причинам. Лишь малая часть, не более трети от всего имеющегося количества танков КВ-2 в войсках, была уничтожена в результате действий немецкой штурмовой авиации и от огня тяжелой артиллерии.
Технические характеристики КВ-2 образца 1940 года
- Годы производства: 1940-1941гг.
- Всего изготовлено: 204-304 шт.
- Боевое применение: Великая Отечественная война.
- Экипаж — 6 человек.
- Боевая масса: 52-54 т.
- Длина — 6,67 м, ширина — 3,32 м, высота — 3,24 м, клиренс — 430 мм.
- Вооружение: 152-мм гаубица-пушка (заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект — 36 выстрелов).
- Основные типы боеприпасов: бронебойный и бетонобойный снаряды, осколочно-фугасная стальная гаубичная граната.
- Толщина брони: лоб корпуса — 75 мм, борт — 75 мм, башня — 75 мм.
- Двигатель дизельный, мощность — 600 л.с.
- Максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч.
- Запас хода по шоссе — 225 км.
- Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,87 м, ров — 2,7 м.