Найти тему
журналист

Не бейте архитектора зазря: он высших сил безвольная ноздря

Одним из разделов программы меропрятия "Два Гагарина", прошедшем вчера в библиотеке №180, была презентация книги-фотоальбома "Архитектура, вдохновленная космосом". Попробую артикулировать смысл дискуссии, случившейся между мной и одним из авторов книги Владимиром Ивановым.

На мой непросвещенный взгляд, архитектура сегодня - это поле борьбы между традиционной архитектурой, идейной базой для которой служат эстетика и искусствоведение - и урбанистикой, берущей свои истоки в социологии, психологии и эргономике. Для анализа произведений архитектуры напрашивается типологическая матрица "Удобно-Неудобно" Х "Красиво-Уродливо". Что хуже - сплошная монументализация городской среды или сплошная ее функционализация? Обе крайности хуже! Мало кому по нраву жизнь внутри экспоната на Выставке Достижений Архитектурного Хозяйства. Но не лучше жить и в мертвом, функционально стерилизованном мире, где ничего лишнего: дом - это "машина для жилья", жизнь - отработанная технология, а городской парк - неверное, что-то вроде зоны для обогащения организмов чистым кислородом.

Как соблюсти баланс, найти равновесие и проскочить между двумя крайностями? Как делать действительно хорошую архитектуру? Позиция Владимира Иванова выводит в другую плоскость: не нужно ничего рассчитвать, взвешивать и вымеривать. Хорошую архитектуру делает не своевольный архитектор по своему собственному разумению, а человек-медиум, образами, чертежами и макетами которого управляет "дух места". Решение неожиданное и красивое, тем более что феномен как бы общеизвестен и многократно описан в музыке, в литературе, в искусстве. Но как удостоверить его? Как определить, действительно это создано "духом места"? Или, быть может, такое просто померещилось архитектору? В качестве критерия Лев Купершмидт предложил в свое время плотность потока туристов. На мой взгляд, критерий не срабатывает. Во-первых, памятники, монументы и экзотика интересуют туристов гораздо больше, чем пространство для жизни аборигенов. А во-вторых, нужно помнить: в основе общества потребления лежат две мощнейшие и взаимодополняющие группы гуманитарных технологий. Это технологии оглупления масс и рекламно-маркетинговые технологии, в том числе и в индустрии туризма. Так что вопрос о хорошей архитектуре остается открытым.

Иллюстрация Аллександра Сплошнова