В 5 серии сериала «Великолепный век» мы видим, как валиде-султан пытается выдать замуж Хюррем. Делает она это для блага гарема. Ведь Хюррем его потенциальная нарушительница. И из-за неё не достается внимания первой супруге Сулеймана, её любимице, Махидевран-султан.
Казалось бы, как так можно - просто взять, да выдать замуж наложницу султана и кому она уже «порченная» нужна? Но отнюдь. Подобные браки были очень распространены в Османской империи.
Наложницы, которые не подарили султану шехзаде и не были беременны, по желанию валиде могли быть выданы замуж. И именно валиде, и еще казначей гарема, ей подчиняющийся (в «Великолепном веке в это время это Дайе-хатун), решают — кто из наложниц будет посещать покои Сулеймана. Единственное, был порядок священной ночи — с четверга на пятницу, когда к Сулейману приходила только его первая жена.
Мужа для Хюррем валиде подбирала тщательно и обдуманно. Это был Батур-бей — он занимал несущественную должность в Эдирне, был чиновником. Зато его отец был лала Сулеймана, когда тот ещё был шехзаде и управлял Манисой. Этого наставника звали Касым-паша. Также в его послужном списке была большая должность - главного казначея Османской империи.
Когда Сулейман взошёл на престол, он сделал своего лалу четвертым визирем. Ввел новую должность, так ранее визирей было три. Вот валиде и решила убить сразу двух зайцев — благодаря Хюррем сделать данного визиря еще более преданным османской династии, укрепить политические связи, так сказать, и от нежеланной невестки избавиться.
Батур-бею Хюррем очень понравилась. Он стоял вместе с Сюмбюлем-агой и наблюдал за ней из-за кустов. По уши влюбленный в красавицу.
Наложницу специально позвали, чтобы потенциальный жених на нее посмотрел. Но Хюррем пока еще ни о чем не знала. И восприняла это как позитивный знак, что валиде хочет наладить с ней нормальные отношения.
Вскоре Хюррем сообщили, что ей нужно покинуть дворец — она выходит замуж. Девушка была в шоке, кричала, что не пойдёт и использовала единственный действенный в данном случае аргумент — сказала, что она беременна. Наложницу в положении нельзя высылать из гарема.
На самом деле, к тому времени сама Хюррем совсем не была уверена в своей беременности. И валиде ей не поверила — попросила осмотреть акушерку. Интересное положение Хюррем подтвердилось.
Валиде сказала Касыму-паше, что их договоренность отменяется. Правда, Сулейман, когда вернулся, все узнал и был буквально в бешенстве. Как его мать могла только подумать выдать замуж его самую любимую женщину?
Что же касается того, вымышленный Батур-бей персонаж или реальная историческая личность — не совсем понятно. А вот его отец, Касым-паша, действительно был лалой и в дальнейшем визирем султана Сулеймана. Возможно, у него был сын Батур-бей, но он не оставил след в истории.