Рэй Крок – создатель крупнейшей в мире сети ресторанов быстрого питания McDonald’s. Все основные идеи этой сети - от ассортимента и сверхбыстрого обслуживания до золотых арок, «Биг Мака» и рекламного клоуна Роналда Макдоналда – принадлежат другим людям. Идейным вдохновителем Крок никогда не был. Но он смог разглядеть в новых, незначительных начинаниях огромный потенциал. Благодаря его "видению" бизнесмена, умению продавать и нескончаемой настойчивости и упорству, скромная закусочная братьев Макдоналд разрослась и превратилась во всемирную сеть с многомиллиардным оборотом, соответствующая единым стандартам производства и обслуживания.
Рэй Крок родился в семье чешских иммигрантов. Его родители были простыми людьми: отец,даже не закончивший школу, всю жизнь проработал в Western Union, мать была хранителем "домашнего очага". Они мечтали дать своим детям образование. Брат Крока со временем даже добился степени профессора, а вот Рэя никогда не влекла ученая степень. Его призванием были продажи и он это понимал. Дело оставалось за малым – найти ту область, где он сможет лучше всего реализоваться, как продавец. В итоге эти поиски увенчались успехом, лишь когда Кроку исполнилось пятьдесят два.
В пятнадцать лет Рэй бросил школу и, приписав себе год-другой, завербовался в Международный Красный Крест, собираясь стать водителем санитарной машины (шла Первая мировая). Рэю так и не довелось понюхать пороха – война закончилась, и ему пришлось искать свое место в гражданской жизни. Поработав год - другой музыкантом (Крок отлично играл на фортепиано), он устроился в чикагскую компанию Lily Tulip, производящую бумажные стаканчики, и стал коммивояжером.С этого и начался его тернистый путь. Торговал он очень успешно, во многом благодаря своей невероятной выносливости и усердию, он отдавал всего себя .Рэй спал всего по четыре часа в день и в дополнение к торговле стаканчиками по вечерам подрабатывал пианистом на радио. Как говорил он сам: «Работа – это мясо в гамбургере жизни. Я никогда не верил пословицам типа „от работы кони дохнут“, потому что работа была для меня чем-то вроде игры."
Сегодня в сети McDonald’s тридцать тысяч закусочных, расположенных в большинстве стран мира. В ней трудятся свыше полутора миллионов человек.
В 1937 году Крок нашел себе новое занятие, которое – в итого через пятнадцать лет – привело его к Макдоналдс. Один из клиентов Lily Tulip, Эрл Принс, предложил Кроку наладить продажу своих миксеров для молочных коктейлей. Крок принял предложение, несмотря на то что в ближайшей перспективе его доходы должны были заметно снизиться. Но Рэй не переставал в себя верить.
«Если почивать на лаврах, они быстро завянут» Рэй Крок.
В 1954 году произошло главное событие в жизни Крока. По делам торговли миксерами пятидесятидвухлетний коммивояжер оказался в ресторане для автомобилистов, который принадлежал братьям Морису и Ричарду Макдоналд и располагался в нескольких километрах от Лос-Анджелеса. Там его поразило все: две желтые арки, огромное число покупателей, скорость обслуживания – дожидаться своего гамбургера приходилось не дольше полутора минут ,а если еда запаздывала, клиент-счастливчик получал ее бесплатно. Меню там, не отличалось разнообразием – предлагались гамбургеры, чипсы, молочный коктейль и еще пару мелочей. Но именно это было одним из главных преимуществ: покупателям не приходилось слишком долго ломать голову думая, что бы такое заказать, а хозяевам – тратиться на расширение ассортимента. Это была отработанная до мелочей система.
В тот же вечер Крок познакомился с владельцами закусочной и выяснил, что они ищут торгового представителя для создания сети. На следующий день Крок предложил им сделку. Он будет продавать франшизу их заведения и получать 2 % от общего объема продаж каждой из закусочных-франшиз. Опасаясь, что ставка в 2 % отпугнет потенциальных клиентов, братья Макдоналд предложили снизить ее до 1,9 %: доля братьев составит 0,5 %, а Крок получит 1,4 %. Также они потребовали, чтобы все здания закусочных франшизы строились по чертежам их заведения и чтобы обязательно были две золотые арки. Крок согласился, и контракт был подписан.
Почему Крок решил продавать франшизу? Почему бы ему было не создать независимую сеть закусочных, позаимствовав основные идеи братьев Макдоналд? Крок отвечал: «Наверняка братья МакДональд, ни раз, показывали свои хитрости и секреты их ресторанчика, другим людям. Но их попытки ведь не увенчались успехом. А все потому что все дело в названии, ведь МакДоналдс звучит, так же, как Америка ».
Крок практически забросил торговлю миксерами и полностью посвятил себя развитию сети McDonald’s – это стало для него делом жизни. «Если с McDonald’s ничего не выйдет, – вздыхал он, – мне просто некуда будет пойти». Первый ресторан новой сети открылся 15 апреля 1955 года в городе Дес-Плейнс (штат Иллинойс). Одним из главных его требований к новым франшизам стало неуклонное соблюдение жестких стандартов сети. Кулинария для Крока была не искусством, а точной наукой.
В 1956 году в сети McDonald’s было уже 12 ресторанов с оборотом почти $200 000 в год. Правда, доходы Крока были пока невелики. Он зарабатывал даже меньше, чем торгуя миксерами, поскольку много приходилось тратить на рекламу и разъезды. Сеть разрасталась.
«Совершенство практически недостижимо, но именно его я хочу добиться в McDonald’s. Все остальное вторично»
Однажды выступая с речью, в одном из университетов Техаса, он спросил у студентов : в каком я бизнесе ? на что студенты , в ответ только посмеялись.Приняв это за шутку. После того как смех утих, Рэй переспросил :И все же в каком я бизнесе? Один из студентов ответил : В гамбургерном разумеется. Но это был неверный ответ. Невозможно зарабатывать огромные деньги имея с продаж бургеров стоимостью 15центов-1.4%. Бизнес в ктором был Рэй -недвижимость. Он продовал землю на которой строились ларьки франшизы.
Отношения Крока с братьями Макдоналд складывались не очень гладко. Братья сами продавали франшизу и не собирались при этом вводить жесткие стандарты Крока. Несколько закусочных даже оказались в руках его конкурентов. К тому же, хотя в конце 1950-х работали уже сотни ресторанов McDonald’s и их оборот составлял около $75 млн, Крок получал в год лишь около $150 000. Он понял, что пора расстаться с братьями Макдоналд и вести бизнес самому. Для этого необходимо было выкупить бренд – ведь, как говорил он сам, вряд ли кто-то захочет покупать «Крокбургеры». Но братья потребовали за бренд ни много ни мало по миллиону на каждого. Таких денег у Крока не было, и ему пришлось обратиться к нью-йоркскому финансовому дельцу, который организовал ссуду в $2,7 млн в обмен на долю в компании Крока. Впрочем, расплачиваться акциями компании Кроку было не в новинку – раньше он уже отдал лучшим работникам 30 % своей доли, чтобы удержать их в компании. Развивая McDonald’s, Крок не слишком заботился о собственной выгоде – главным для него было его детище, его сеть. Он говорил: «Я верю в Бога, в семью и в McDonald’s».
В 1965 году в 44 штатах США действовали 710 закусочных сети McDonald’s с общим оборотом $171 млн в год. В том же году Крок решил сделать фирму публичной, и акции, не успев поступить в продажу, сразу подскочили в цене. Дальнейшее – история захвата новых рынков, глобализации и невероятно быстрого развития созданной Кроком компании. Рассказывают, что однажды президент Никсон спросил у Рэя Крока: «Ну, мистер Крок, сколько сегодня стоит ваша компания – семь, девять миллиардов?» «Двенадцать», – скромно ответил Крок.
О том времени, когда он начал продавать франшизу McDonald’s, Крок говорил: «У меня был диабет и артрит в начальной стадии. В предыдущих сражениях я потерял желчный пузырь и щитовидную железу. Несмотря ни на что, во мне жила уверенность, что все лучшее ждет меня впереди». Видимо, корпорация McDonald’s стала для него чем-то вроде волшебного эликсира, дававшего ему силы жить. Он не занимался спортом (хотя в 1970-х купил бейсбольную команду), не увлекался науками или искусствами (со своим образованным братом он даже не мог найти общей темы для разговора). Весь смысл существования для Крока сосредоточился в закусочных McDonald’s. До самой своей смерти в 1984 году (он прожил восемьдесят один год) Крок, уже в инвалидном кресле, приезжал в свой офис и погружался в дела, да вдобавок внимательно следил, чтобы близлежащая закусочная строго следовала «научным стандартам» корпорации.
Рэй Крок является превосходным примером, того каким надо быть - насточивым ! Именно таким он и был. Для большего ознакомления с становлением Рэя на вершине пищепрома, советую посмотреть фильм " Основатель"