Большие и маленькие перемены — хорошо ли это, плохо ли — случаются постоянно. Идет время, меняются запросы, потребности и, главное, люди. И наш город развивается очень быстро — даже быстрее, чем мы успеваем замечать. Меньше чем сто лет назад Нижний Новгород выглядел совершенно иначе. Что-то выглядело по-другому, что-то было только что построено. Каких-то мест не было еще вовсе. О том, какими темпами строили жилье, как это было и, главное, почему — рассказывает GiperNN.
Бич нашего времени — постоянные отчеты. Отчеты о планах, отчеты о результатах, отчеты о проделанной и невыполненной работе. Все мы постоянно кому-то и в чем-то должны отчитываться. В прежние, другие времена, отчетов то ли не было в таком объеме, то ли они были составлены так, что хранить их смысла не было. Тем не менее, данных о том, какое же количество жилых квадратных метров строили в Советском союзе, найти не удалось. Зато удалось подсчитать примерное количество построенных домов и узнать, как появлялись архитектурные шедевры. Подробней — по десятилетиям.
Эпоха классицизма: 1930–1960
Начиная с 30-х годов прошлого века в Нижнем Новгороде разворачивается масштабное строительство. На карте, вслед за Горьковским автомобильным заводом, появляется новый жилой район — Автозаводский. В тридцатые здесь строили малоэтажки для рабочих, в послевоенные годы восстанавливали разрушенное и строили новое жилье, а в пятидесятые пытались не поддаваться типизации. Это был самый благодатный для архитекторов и строителей период — государство выделяло деньги, создавало комитеты, награждало лучшие кварталы и в целом с трепетом относилось к внешнему облику города.
1930-е
Застройка Нижнего Новгорода была очень бурной особенно с конца 20-х годов и до начала войны. За восемь довоенных лет ввели 570 тыс кв.м. жилой площади. Примерно столько же жилья было построено в предыдущие 15 лет. По данным GiperNN, всего с 1930 по 1939 года было построено 398 домов.
Архитектор Мордвинов и студенты МВТУ им. Баумана (сейчас МГТУ) разработали проект Соцгорода, по которому архитектор Зильберт сделал детальную схему планировки. Ведь возвести поселение в чистом поле — дело ответственное. Качество концепции восхищало, но при реализации материалов не хватало, поэтому стали появляться ранее не предусмотренные дома барачного типа. Рабочих ГАЗа и их семьи нужно было где-то селить. Так изначально рассчитанный на 50 тыс человек Соцгород превратился в огромное поселение на 125 тыс жителей.
В середине десятилетия стали появляться более крупные и комплексные проекты. Пафос и размах Москвы, Минска и Киева разошлись по всей стране. Так, например, в том же Соцгороде Автозаводского района были спроектированы и построены великолепные здания с высокими потолками и просторными комнатами. Вообще, этот период с особенным трепетом обращался к классицизму. И результатом его стали прекрасные дома Радиусный на проспекте Молодежном, Серобусыгинский квартал.
Все это десятилетие прошло под эгидой реализации архитекторами их творческого потенциала. Расходы на строительство в это время были увеличены в 2,3 раза по сравнению с первой пятилеткой — 1927—1932 гг.
1940-е
После Второй Мировой не хватало ни материалов, ни рабочих, чтобы строить новые дома. Проектировать кварталы по отдельности не было времени. Поэтому строительство велось массово, дома возводили как под копирку.
Конечно, на архитектуре сказалось настроение эпохи. Победа Советского Союза, уверенность в силе и мощи социализма отражались во всем, что делали люди того времени. Проектировщики вновь обращались к классицизму, но возможностей для полноценного масштабного строительства не было. Поэтому в 40-е годы в Горьком из всех построенных домов около 72% были двух- и трехэтажными, только 5% зданий насчитывали четыре или пять этажей.
Все они в основном возводились из шлакоблоков, а перекрытия были деревянными. Проблему с рабочими решили — многие дома строили после войны пленные немцы. Совместно с советскими строителями они возводили целые кварталы — так появились, например, кв. 35-й и 43-й. Дома попытались сделать помпезными: отсюда и подъезды с двухскатными порталами на колоннах, и четкость линий, и высокие узкие окна, эркеры и фронтоны. Но масштабы были миниатюрными, а качество домов оставляло желать лучшего. Тем не менее, автор проекта квартала № 35 Б. Анисимов на Всероссийском конкурсе на лучшие здания был удостоен поощрительной премии.
1950-е
Увеличение темпов строительства происходит уже в 1950-х годах прошлого века. Типичные проекты пользовались все большей популярностью, но начинали появляться и дома, построенные по индивидуальным проектам. Так, в 1950 году на 87 жилых домов было разработано 65 проектов. Тогда архитекторы еще пытались бороться с однообразной серостью в городе.
Тем не менее, разрабатывались универсальные проекты жилых кварталов, где здания различались только фасадами — более вычурные строились возле главных дорог и у площадей. Такие видные дома имели эркеры и фронтоны, зачастую крыши подъездов поддерживали колонны. Точно такие же по планировке и материалам дома ставились внутри кварталов. Вот только элементов на фасадах не было совсем — только четкие и простые линии.
В этот период еще не хотели отказываться от внешнего облика совсем, но уже понимали, что сроки строительства домов нужно сокращать, а людей обеспечивать жильем. Бараки и подвалы нужно было ликвидировать, а людям дать квартиры. И именно к этому времени получила распространение так называемая народная стройка. Рабочие получали от заводов материалы для строительства и дополнительное свободное время. Несколько семей сами строили дома, в которые потом сами же и заселялись. И к 1957 году более одной трети всего введенного жилья было построено именно таким методом. Конечно, говорить об архитектурных изысках тут не приходится.
Таким образом, за этот период в городе появилось большое количество домов, построенных ведущими архитекторами в классическом стиле — зданиями можно было любоваться, как произведениями искусства. Но в то же время большое количество построенных домов было примитивным — совершенный контраст.
Индустриализация: 1960–1990
Следующий условно выделяемый период проходил уже официально под девизом «всех под одну гребенку». То самое жилье экономкласса начало появляться после 1957 года, когда вышло постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Нехватку жилья предполагалось восполнить с помощью строительства быстрого и экономичного. Внешний облик домов уже не был на первом месте, главное — бюджет. Разнообразие пытались создавать за счет расположения домов внутри кварталов и за счет особенного размещения балконов и лоджий.
1960-е
Перед государством стояла задача улучшить бытовые условия жителей: вместо коммуналок выдавать изолированные квартиры. При этом увеличение финансирования строительства не предусматривалось. Тогда приняли новые нормы, согласно которым сокращались площади кухонь с 7 до 4,5 кв.м, планировать проходные комнаты, сокращать высоту потолков. И в итоге вместо квартиры площадью 40–45 кв.м должны были строить жилье всего в 28–30 кв.м.
Реорганизация управлением строительства, стремление ускорить и удешевить процесс возведения домов, увеличить объемы вводимого жилья — все это привело к индустриальным методам. Создавались заводы, где производили железобетон для строительства. Тогда же начало развиваться крупнопанельное строительство. Новые методы смогли решить сразу две задачи.
Во-первых, в этот период начали появляться девятиэтажные дома, что позволяло вселить больше людей на меньшем количестве земли. Качество жизни повышалось: в домах появлялись лифты, типовые планировки улучшались и дорабатывались, увеличивались площади квартир. От коммуналок постепенно отказывались.
Во-вторых, стоимость одного квадратного метра жилья удалось снизить на 10%, а стоимость всей квартиры на 40%. Строили больше, строили быстрее. Жилье возводили микрорайонами. Всего в это десятилетие было построено 1942 дома по данным GiperNN.
1970-е
Дальнейшее развитие в области градостроительства происходит медленно. Однообразная и типовая застройка не украшала облик города, поэтому внешний лоск старались придать с помощью озеленения территорий. Но, к сожалению, разнообразие не появилось — схемы высадки зеленых насаждений также были в большинстве своем однотипными.
В 1978 году были приняты новые нормы, согласно которым теперь площадь кухонь, комнат становилась больше, планировка предусматривала наличие кладовок в квартирах, а в девятиэтажных и более высоких домах начали строить лоджии.
Панельное строительство продолжало набирать обороты. За целое десятилетие в Нижнем Новгороде качественно улучшился жилой фонд — около 70% от всех домов составляли «панельки», строительство из шлакоблоков было в меньшинстве. А девятиэтажные дома составляли 87% от общего числа зданий.
В этот период произошла смена поколения архитекторов. И на фасады домов снова стали обращать внимание. Правда, разнообразить их пытались за счет определенных балконных ограждений, за счет цвета и размещения панелей или кладки кирпича. Уникальность решений внутри районов (тем более — микрорайонов) сохранить не удалось. Идеи заимствовались и распространялись на весь город. Появлявшиеся орнаменты хоть и улучшали внешний вид, но город по-прежнему выглядел однотипно.
1980-е
Жилые дома в 80-е годы продолжали строиться в соответствии с намеченной прошлыми годами тенденцией. Были попытки возводить дома по уникальным проектам — на Мещере, на северо-западе Автозаводского района — но они по-прежнему оставались типовыми.
Технологии, правда, позволяли возводить дома высотой 12, 14 и 16 этажей. Но попытки разнообразить фасады по-прежнему не могли внести желаемое разнообразие. В 80-е годы начали сносить старые здания в историческом центре города и возводить на их месте кирпичные многоэтажки. Дома были многоподъездными, и девятиэтажки чередовались с домами высотой в 12 этажей.
Кроме того, в это же время началась реставрация домов и возведение общественных зданий. Этому способствовало, в том числе, и настроение, вызванное Олимпиадой-80. Всего в этот период всего было построено 837 жилых домов по данным GiperNN.
Современные застройки: 1990–2017
1990-е
Вновь думать о внешнем облике города начали только в 90-е годы. Власть сменилась, сменилось и направление политики. Указы утратили свою силу, а новые принять не успели, поэтому архитекторы получили пусть и ограниченную условиями кризиса, но свободу. За эти десять лет в городе построили только 505 домов, но качественно они уже были другими.
Конечно, от «панелек» совсем отказаться было невозможно. Но даже исходя из тех возможностей, которые достались в наследство от Советского Союза, проектировали уже новые, более интересные, уникальные дома. Менялся и их цвет — появлялись красные, белые, желтые, зеленоватые и голубоватые акценты.
В это десятилетие вместе с новым витком в истории страны наметился и новый вектор развития архитектуры жилых домов. Дома стали строиться выше, больше. Но гигантизм логично встраивался в контуры города. Например, в Соцгороде «панельки», выстроенные внутри микрорайона, по кругу огибают высокие красные полукруглые дома, на первом этаже которых располагаются помещения под магазины и учреждения. Такая кругообразная застройка очень практична, во-первых, потому что вся необходимая инфраструктура умещается на небольшой территории, и, во-вторых, красива — получаются организованные зеленые аллеи, которые тянутся вдоль домов.
Большую роль в это время сыграла приватизация. Квартиры теперь не выдавались от государства жителям, а являлись собственностью частной. Люди теперь могли квартиры покупать, а не ждать в очередях заселения. Естественно, это подстегивало строительную отрасль.
2000-е
Развитие архитекторской мысли логично продолжилось и в новом тысячелетии. И в этот период отношение к новостройкам поменялось совершенно. Сохранившаяся еще с прошлых периодов тенденция к возведению жилья экономкласса определенного метража несколько преобразилась — появилось разнообразие планировок, разнообразие этажности домов и конструктивных элементов. Архитекторы стали отходить от возведения прямоугольных домов, все чаще строятся высокие «свечки» — одно-два подъездные дома высотой в 18–25 этажей. В основном возводятся жилые комплексы, а не отдельные дома. Оформляются здания в ЖК всегда в единой стилистике. Они яркие, цветные, а внутри комплекса размещают детские и спортивные площадки, часто -детсады и школы.
В основном все жилье, которое сейчас появляется — это экономкласс. Оно продается сразу с отделкой, квартиры типовой планировки, площадь ее в зависимости от количества комнат составляет примерно от 20 до 100 кв.м.
Отношения между городом, застройщиками и жителями усложнились. В 2004 году был принят градостроительный кодекс Российской Федерации, который регламентирует правила размещения объектов в городе, устанавливает права и обязанности застройщиков и муниципалитета. Кроме того, законы принимаются и в регионах. Существуют различные как местные, так и федеральные программы, стимулирующие строительство жилых домов и помогающие гражданам приобретать квартиры на льготных условиях. Самое главное, появились четкие нормы объема ввода жилья как по стране, так и по региону. Теперь необходимо выполнять план.
До кризиса, в 2014 году в Нижнем Новгороде было построено 803 тыс кв.м. Такой же показатель глава администрации города Сергей Белов ожидает получить в 2020 году. Несмотря на то, что рынок жилого многоэтажного строительства еще не оправился от кризиса, прирост жилья все равно наблюдается. За 2015 год ввели 445 тыс кв.м жилья, за 2016 — 453 кв.м. В 2017 и 2018 году планируется построить еще 500 по тыс кв.м.
В итоге сейчас в Нижнем Новгороде ситуация на рынке недвижимости, по словам директора департамента строительства Юрия Щеголева, стабильная. Застройщики завершают уже начатые проекты, но новые начинают с большим трудом. Проектов строительства и застройщиков достаточно, стимулировать спрос на жилье должна экономика.