Трудно стать шопоголиком, не имея возможности ходить по бесконечно тянущимся магазинам с богато оформленными витринами, зазывно пестреющими обещаниями скидок и ассортиментом, исчисляющимся тысячами наименований. Шопоголики отсутствовали как явление во времена тотального дефицита. Для развития болезни, которую в Европе диагностировали с конца позапрошлого века, напрочь отсутствовали условия.
Про ониоманию, зависимость от желания делать покупки, в России заговорили относительно недавно. Теперь с условиями все «благополучно»: приветливые продавцы готовы тратить на вас любое время ради прибыли, товары поступают в магазины непрекращающимся потоком. И все это под соусом агрессивной рекламы о бонусах и распродажах. Как тут удержаться?
Кто такой шопоголик
Шопоголизм, то есть желание покупать без необходимости, а только ради самого процесса покупки, признан зависимостью, навязчивой потребностью. Таким образом, шопоголик — человек больной, страдающий недугом. Психиатры утверждают, что у шопоголиков присутствуют все признаки маниакального поведения.
Симптомами заболевания считаются:
- Регулярные походы за покупками без конкретной цели;
- Интересуют товары всех отделов;
- Необъективно большое желание сделать покупку;
- Явное ухудшение настроения из-за невозможности пойти в магазин.
Зачем они это делают
Обычный человек свои покупки планирует и получает объяснимую радость от приобретений. Психология шопоголика работает иначе. Ему важны не ожидание, не сама вещь, а непосредственный процесс покупки. Счастье они ощущают, выбирая товары на полках и расплачиваясь за них. Подтолкнуть к конкретному выбору может скидка, реклама, мифический намек на возможную «выгоду». Шопоголик становится зависимым от гормона удовольствия, который вырабатывается исключительно в стенах торговых заведений. Такой же принцип зависимости наблюдается у наркоманов и алкоголиков.
Есть только один путь избавления — переключиться на что-то другое. Начать получать удовольствие от творчества, спорта, любимой работы, общения с детьми.