Владелец ГК «Чайка», продающей смазочные материалы Shell в России, Андрей Чайка инвестирует в строительство спорткомплекса в Левенцовском микрорайоне Ростова; на возврат вложений он не рассчитывает, называя проект проявлением социальной ответственности.
N: — По данным «СПАРК-Интерфакса», основной актив вашей компании ООО «Чайка» в 2015 и 2016 гг. демонстрировал выручку на уровне 1 млрд руб. Удалось ли нарастить продажи по итогам прошлого года?
А.Ч.: — И выручка, и чистая прибыль в прошлом году увеличились примерно на 10%. ООО «Чайка» входит в одноименную группу компаний. С этого юрлица началась история всего бизнеса. Оно считается крупнейшим из шести предприятий всей группы, которая представлена в разных регионах страны: сегодня у нас шесть филиалов. Основная сфера деятельности — продажа смазочных материалов Shell. Кроме того, есть сопутствующие услуги: склады, автопарк, сервис.
N: — Как вы оцениваете долю компании на российском рынке смазочных материалов?
А.Ч.: — В России мы крупнейший дистрибьютор смазочных материалов Shell; более того, «Чайка» — крупнейшая среди тех компаний, которые продают смазочные материалы этого производителя в Европе. Если говорить о российском рынке в целом, назвать свою долю не сможет ни один участник, поскольку неизвестна его емкость.
N: — Кто ваши основные конкуренты?
А.Ч.: — Все дистрибьюторы крупнейших мировых брендов, эти компании у всех на слуху: Mobil, Castrol, Total. А также «ЛУКОЙЛ» — он один из крупнейших игроков среди тех, кто выпускает импортозамещающие продукты.
N: — Что вы считаете главными конкурентными преимуществами «Чайки»?
А.Ч.: — Наше главное преимущество — профессиональная и сильная команда. В группе много людей, работающих больше 10 лет. Важно и то, что мы постоянно учимся — благодаря своим партнерам, компании Shell.
Мне близок принцип Генри Форда, который считал, что руководитель должен окружить себя настоящими специалистами, которым нужно создать отличные условия для продуктивной работы.
Еще одно серьезное преимущество — надежный партнер, который уже очень давно — более 125 лет — находится в России. Еще во время ВОВ топливо Shell поставлялось нашим военным — для техники и самолетов. Это очень мощная компания и сильный партнер, с которым комфортно работать.
N: — Как повлияли на работу компании кризис и ослабление рубля?
А.Ч.: — Смазочные материалы, которые мы продаем, производятся в России, на заводе компании в г. Торжке. Но производитель везет сюда из Европы присадки, которые требуют растаможивания, и несет другие затраты. В итоге в кризис страдает именно его прибыль.
Как правило, в сложной ситуации крупные производители идут на уступки: дают дистрибьюторам хорошие условия, интересные цены, позволяя конкурировать на рынке и не ослаблять позиции. Они глобально смотрят на весь мировой рынок. А российский рынок, насколько мне известно, для любого производителя СМ очень привлекателен. Кроме направления downstream — chemicals и lubricants, retail, которыми мы занимаемся, — есть и upstream с заказчиками в виде крупнейших компаний, которые занимаются разработкой и добычей нефти и газа. Одним из таких проек¬тов является «Сахалин-2». И это совсем другие инвестиции. Shell работает с такими проектами, и довольно успешно.
В сложное время компания как дистрибьютор больше страдает от того, что «проседает» какая-то отрасль, в которой работают наши клиенты. Например, автосервисы сократили продажи после ослабления рубля, сельхозпроизводителям стала менее доступна техника, договоры лизинга стали заключаться реже. Конечный потребитель начал сокращать издержки. Читать полностью