Еще со времен Древней Руси наказание для ребенка считалось благом (а похвала опасной). Во времена царской России телесные наказания в школах были вполне привычным делом. К примеру, учитель мог ударить линейкой, или поставить провинившегося ученика на колени. Как говорят некоторые источники, существовал даже специальный человек для телесных наказаний.
В советское время телесные наказания были отменены. Но каждый из нас не раз слышал историю про то «как было раньше», мол, один учитель запросто мог стукнуть линейкой по голове ученика, а другой открыть головой ученика дверь. И на таких учителей не было жалоб. А почему? А потому что все понимали, что ученик получил не за просто так.
А уж на всякие слова, типа, «идиоты», «тупые» и т.д. вообще внимания не обращали. Некоторые учителя труда вообще могли на уроке матом сказать. Зато мат спасал палец «тупого» ученика.
Еще в советское время могли наказывать дополнительным трудом. Провинился – берешь швабру и моешь коридор. Или дрова колешь после урока (в деревенской школе).
А еще вызывали на совет дружины, где охальника, грубияна или двоечника (иногда одного человека в трех ипостасях) позорили перед коллективом. Тоже своего рода эффективное наказание.
Да и элементарное наказание – вызывали родителей в школу. А потом уж сами родители применяли санкции к своему отпрыску.
А сейчас? Про сейчас и написать нечего
- А нельзя детей наказывать, их нужно заинтересовывать! – скажут некоторые люди, далекие от современного образования и живущие по советам из Одноклассников.
- Возьмите с полки кукиш американский! – скажу я им. Проблемного ученика можно заинтересовать, например, физкультурой, или информатикой, на худой конец технологией. Но его нельзя заинтересовать всем. Получается, что на одном предметы он ведет себя как человек, а на других предметах превращается в скотину (срывая уроки и хамя учителям). Но виноват учитель, так как не заинтересовал.
Если бы всех можно было заинтересовать, то у нас бы тюрем не было. Представьте ситуацию:
- А зачем вы этому красивому мальчику год строгого режима дали?
- Так он трех человек покалечил.
- Ну, значит, его не заинтересовали. Надо было полицейским его научить марки собирать, или по грибы в лес ходить. Глядишь, и не покалечил бы никого.
В университете мне не рассказали военную тайну – как наказать ученика за не человеческое поведение на уроке. Не смог я это выяснить и за этот учебный год.
А как наказывают наши учителя? Да никак. Орут просто, да и все. Выгнать с урока нельзя, заставить мыть пол нельзя, ругать нельзя, штраф выписать нельзя. И родителям звонить особого смысла тоже нет («Вы же учитель, ищите подход к ребенку»).
Как то даже однажды на собрании одна мамка высказала (в ответ на то, что директор упрекнула родителей в том, что они не занимаются воспитанием детей, когда те не в школе) – «Да вы нам благодарны должны быть, что мы вам учеников нарожали, иначе не было бы у вас работы!».
Есть ли смысл орать? Наверное, есть. Поднимают же голос не на всех, на 2-х 3-х человек, которые чаще всего и срывают урок. Это хотя бы ненадолго их утихомиривает. Они на человеческом языке не понимают, так как дома на них тоже орут. Они понимают только ор и крик.
Зайдите в видеозаписи в Вконтакте. Там сотни видео, где ученики издеваются (в прямом смысле слова) над учителями. Кого-то, конечно, наказывают. Иногда даже учителей.
Вывод:
Любой мой вывод будет неправильным с точки зрения педагогики.