Найти тему
Lores

Робомобили и мы

Десять лет назад сложно было представить тот мир, в котором мы находимся сейчас. Ведь пока в фантастических киберпанк-произведениях до сих пор показывают то, что люди в 2049 году будут управлять автомобилями вручную, мы уже находимся на пороге полной их автоматизации. И ситуация эта, как обычно бывает, двойственная.

То, что мы 10-20 лет назад видели лишь в кино и видеоиграх, сейчас - реальность и существующие модели.
То, что мы 10-20 лет назад видели лишь в кино и видеоиграх, сейчас - реальность и существующие модели.

С одной стороны крайне очевидная вещь - это прогресс, и его не остановить, как сильно бы этого не хотелось определенным лицам (пусть и наделенным властью). Это уже пройденный и изученный этап, все нововведения, инновации, и, кажущиеся на первый взгляд странными, технологии рано или поздно становятся обыденностью, и привыкаем мы к ним очень быстро. А с другой стороны - на данном этапе никто толком не понимает к чему все это приведет, нет никакой правовой базы, чтобы контролировать и регулировать события, связанные с робомобилями (взгляните на Интернет и на то, как он сейчас развит, а юридических проблем и трудностей в нем еще полно, хоть технология уже достаточно стара и привычна), и, вероятно, это еще предстоит выяснить.

Сейчас ясно одно - то, что раньше казалось нам "далеким будущим" уже прямо перед нами, и очень важно уметь адаптироваться к этим новшествам, как на личностном уровне, так и на общечеловеческом, а с этим у нас много проблем.

Особенно сложными кажутся некоторые базовые моменты - будут ли робомобили умышленно нарушать правила, чтобы спасти человека, и если да, то кто будет в приоритете - водитель или пешеход? Или «сам виноват»? Ведь если человек в экстренной ситуации мало как может повлиять на нее, зачастую это больше случайность, так как люди просто не в состоянии адекватно оценить ситуацию и принять верное решение в таких случаях, то автономная машина все еще будет работать по заданному алгоритму, несмотря ни на что. И кто будет отвечать за последствия аварий, случившихся по вине автомобиля? Таких вопросов набирается достаточное количество, но однозначного ответа пока нет ни на один из них.

Самоуправляемая машина Uber, лидары на крыше все еще смотрятся странно.
Самоуправляемая машина Uber, лидары на крыше все еще смотрятся странно.

Именно поэтому, сейчас очень интересно наблюдать за всеми событиями, связанными с автономными машинами. Казалось бы, совсем недавно Tesla показала свой Autopilot, изрядно всех шокировав и заинтересовав, а сейчас уже почти каждая крупная компания, занимающаяся производством автомобилей, пытается ступить на этот рынок, пусть и достаточно скромно.

Но здесь все не так хорошо - на первых парах эти технологии казались идеальными, вся статистика показывала, что автомобили во всех случаях превосходят людей, а в единичных случаях аварий всегда был виноват человек. Сейчас же мы видим несовершенство и огрехи (хоть этого и следовало ожидать), и начинаем относиться к этому более критично, а некоторые случаи и вовсе вызывают огромный резонанс во всем мире, взять хотя бы аварию 2016 года с Tesla и грузовиком, где погиб водитель Теслы, или недавний случай с Uber, в котором была сбита женщина-пешеход. И самая страшная вещь, которая может сейчас произойти - эти случаи, при отсутствии правил и регуляции в этой области в настоящее время, могут привести к серьезному замедлению развития всей области в целом, но этого пока не произошло, что не может не радовать.

Авария с Tesla 2016 года, выглядит жутко.
Авария с Tesla 2016 года, выглядит жутко.

Единственная вещь, которая кажется сейчас очень странной - существует множество людей, которые настроены резко против автономных машин, даже не попытавшись разобраться в это области. Само собой, любые новшества будут вызывать отторжения в обществе, и существую люди, которым это банально не выгодно, но все же, это наше будущее, которое может привнести улучшения и безопасность в нашу жизнь уже в ближайшее время.

И несмотря на все эти проблемы, ситуация остается более, чем оптимистичной - в развитие этих технологий вкладываются огромные деньги и есть множество людей и компаний, заинтересованных в них. Быть может, что через 5-10 лет вам уже не нужны будут права на управление машиной - она сама сможет везти вас куда угодно.

Так же, я в VK и Telegram.