С начала года уже четыре школы России пережили нападения школьников. Случаи в Стерлитамаке, Улан-Удэ, Перми и Челябинской области шокировали общественность своей жестокостью. О том, кто вдохновил подростков взяться за оружие, в материале ИА «СоцИнформБюро».
На прошлой неделе ранее утро школы №1 города Стерлитамак в Башкирии начиналось по обыденному сценарию: ученики спешили с портфелями на занятия, педагоги готовили материалы к урокам. Однако спокойствие школьных коридоров было прервано ужасающим событием.
17-летний ученик коррекционного класса забежал в кабинет информатики, ранил нескольких школьников, а также нанес ножевое ранение учителю. Затем юноша разлил горючее вещество и совершил поджог, а после нанес себе рану ножом.
Почти сразу в школе сработала пожарная сигнализация. От страха одна из школьниц выпрыгнула со второго этажа. Испуганных учеников сотрудники учреждения поспешили эвакуировать.
С места происшествия в больницу доставили учительницу, двух пострадавших девочек и самого зачинщика. По данному факту Следственный комитет возбудил уголовное дело.
Как выяснилось позже, мальчик воспитывался в полной семье, был спокойным, но неоднократно проявлял суицидальные наклонности, за что в конце 2017 года был поставлен на внутришкольный учет.
За два часа до нападения на школу юноша опубликовал на своей странице в социальных сетях видео аналогичного преступления в американской школе «Колумбайн».
Напомним, что эта жуткая история случилась в 1999 году в американском штате Колорадо. Два школьника старших классов Эрик Харрис и Дилан Клиболд совершили нападение с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств.
Известно, что первые признаки агрессии молодые люди стали проявлять еще за 3 года до преступления. В интернете они вели блог, где публиковали инструкции по изготовлению самодельных взрывчаток и рассказы о своих шалостях.
Заметки школьников содержали открытую ненависть и призывы к насилию. Позже Эрика и Дилана арестовали за кражу инструментов. На суде они признали себя виновными, за что их отправили на специальные курсы по предотвращению подростковой преступности.
Однако данный факт лишь озлобил вспыльчивых парней, которые начали подготовку к теракту.
За несколько месяцев они смогли заполучить в свое распоряжение карабин Hi-Point 995, 9-миллиметровый полуавтоматический пистолет TEC и ружья 12-го калибра. По инструкциям из интернета они изготовили взрывные устройства.
20 апреля 1999 года в 11:10 утра Эрик Харрис и Дилан Клиболд прибыли к зданию школы «Колумбайн» на разных машинах. За несколько минут до начала обеденного перерыва в столовой они расположили несколько сумок с бомбами. Террористы собирались открыть огонь по людям, выбегающим из здания через главные входы после взрыва.
Когда взрывчатка не сработала, школьники с криком «Давай! Начинай!» открыли огонь. Первыми жертвами стали мирно обедающие на траве парень и девушка. Школьница от четырех выстрелов скончалась сразу, ее друг получил восемь тяжелейших ранений.
Дальше нападавшие стали расстреливать всех подряд. Бойня с крыльца школы переместилась в библиотеку. Там озлобленные школьники стали стрелять по всем, кто попадался им на глаза.
Харрис и Клиболд покинули библиотеку в 11:36. На тот момент 12 школьников были убиты, один учитель истекал кровью, 23 человека были ранены.
Далее они стали бесцельно бродить по школе, расстреливая всё подряд и пытаясь привести в действие хоть одну бомбу. Прибывшие на место полицейские попытались обезвредить террористов, но безуспешно. Зачинщики кровавой расправы убили себя сами.
Стоит сказать, что эта история не только потрясла американское общество, но и повлияла на последующие случаи стрельбы в школах.
По всему миру подростки стали планировать и совершать террористические акты, вдохновляясь историей школы «Колумбайн».
Подобные случаи стали происходить и в России. Утром 5 сентября 2017 года в школе № 1 в поселке Ивантеевка Московской области учащийся 2002 года рождения ворвался в класс, ранил учительницу и открыл стрельбу. От испуга одноклассники парня стали выпрыгивать из окон второго этажа.
Совершить самоубийство ученик подмосковного учебного заведения не успел. Его задержали правоохранительные органы. Оказалось, что на своей странице в социальных сетях он упоминал школу «Колумбайн». Для своей страницы он выбрал псевдоним Майк Клиболд.
Также 15 января 2018 года два подростка из Перми ворвались на урок труда и начали наносить ножевые ранения учительнице младших классов. В результате происшествия 15 человек пострадали. На страничке ВКонтакте одного из задержанных также нашли клипы с упоминанием школы «Колумбайн».
Еще 19 января 2018 года подобный случай произошел в средней школе города Улан-Удэ. Преступники нанесли тяжелые ранения семиклассникам и учителю. На странице одного из них были найдены отсылки к трагедии в США.
Можно сказать, что американские школьники Харрис и Клиболд в далеком 1999 году создали определённый культ, последователями которого стали молодые люди с неуравновешенной психикой. По мотивам событий штата Колорадо эстонский режиссер в 2007 году даже снял фильм «Класс».
Как стало известно ИА «СоцИнформБюро», выявить последователей идей американских школьников-террористов можно через специальные программы.
Поиском потенциальных нарушителей в социальных сетях занимается, к примеру, Центр исследований легитимности и политического протеста. Его специалисты умеют выявлять аккаунты, распространяющие аудио- и видеозаписи, текстовые публикации экстремистских материалов, а также информации по необходимым ключевым запросам.
Благодаря такому поиску в Волгограде удалось выявить группу последователей «Колумбайна». Своеобразными «адептами» стали несколько молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет.
На их страницах можно найти видеозаписи, аудиозаписи и посты о событиях школы Колумбайн. Под такими публикациями множество одобрительных комментариев в адрес школьников-убийц и нездорового интереса к происходящему.
Остается загадкой, сколько еще таких групп риска имеется по всей стране. Как показывает практика, с протестными настроениями в России борются запретительными мерами. Экстремистские материалы просто блокируют, но проблема в головах подростков остается.
Предотвратить насилие может только профилактика, которая заключается в своевременной и регулярной психологической помощи.
По словам практикующего медицинского психолога Евгения Онищенко, начинать профилактику всегда нужно с семей.
- Именно в семье, через общение, взаимодействие с родными дети и приобретают большинство форм поведения. Если ребенок рос в негативной эмоциональной обстановке, был неоднократно жертвой или свидетелем жестокости, естественно весь этот негатив отложится в его подсознании, и затем проявится и его поведении. Жестокость в семейном воспитании есть, и стоит этот факт признать. Обучение родителей навыкам совладания с гневом, осознанному родительству — вот ключ к решению проблемы, - говорит эксперт.
Психолог считает, что блокировка экстремистского материала в Интернете, социальная реклама, профилактические стенгазеты и прочие меры подобного характера являются бесполезными.
- Основная причина насилия — отсутствие осознания ответственности за содеянное. Подростки крайне раскрепощены, нормы морали, им не привитые в семье, ничего не значат. «Могу делать всё что захочу» - размышляет подросток, «Хочу кота подожгу, хочу постреляю в одноклассников. Посадить, меня не посадят. Родители ответят. Сами, мол, виноваты, так меня воспитали». И вот тут-то родители и начинают платить по счетам, - говорит Евгений.
- Плюс к этому, подросток просто не видит иного решения проблемы, кроме как взять оружие и идти убивать обидчиков — учителей, одноклассников. Он просто не знает, как поступить иначе. Ну и, конечно же, влияние массовой культуры, хотя, роль её минимальна, на мой взгляд. Персонаж одного известного фильма ужасов Фредди Крюгер говорил: «Иди убивай, Джонни!». Вот они и идут.
Подражают ли подростки другим? Скорее нет, чем да. Те, кто берется за оружие, наверняка слышали о подобных происшествиях, но не это их толкает на преступление. Да они размышляют, «я не один такой, тот парень тоже был загнан в угол и решил проблему оружием», но это скорее не мотив, побудивший подростка пойти на преступление, сколько лишнее доказательство, что и так можно, дополнительная капля, - комментирует Онищенко.
Председатель комитета по образованию, науке, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Волгоградской областной думы Николай Лукьяненко считает, что государство также должно брать ответственность за воспитание.
- Нашим детям сегодня, к сожалению, не уделяется должного внимания. Зачастую они просто предоставлены сами себе. А так быть не должно. Что касается родителей, тут, как говорится, Бог им судья, если они не занимаются своими отпрысками. Однако государство в данном случае должно брать ответственность за воспитание и становление будущих поколений. Именно школа имеет возможность и должна работать с трудными детьми и подростками. Психологическая диагностика, родительские собрания и профилактическая работа в образовательных учреждениях – все это должно проходить системно, в тесной связке педагогов с родителями и обществом в целом. И знаете, действенной мерой могла бы оказаться тщательная проверка эффективности школьных психологов. Есть распространенное мнение, что работа этих специалистов в отношении учащихся школ носит лишь имитационный характер, - говорит депутат.
Николай Лукьяненко выразил мнение, что школьники склонны к подражательству, поэтому необходимо усилить контроль к соцсетях.
- Мы знаем о множестве случаев, когда дети, совершившие акты жестокости и насилия, шли по стопам предшественников и открыто восхищались этим. Мне кажется, со стороны правоохранительной системы необходимо пресечение проявлений экстремизма в социальных сетях. Ведь мы прекрасно видим, какие сетевые ресурсы сегодня доступны для молодежи. Именно там и происходит насаждение определенных ценностей, определенных поведенческих шаблонов. Конечно, работа в этом направлении сегодня в России ведется, но пока результаты не слишком убедительны, - считает народный избранник.