Найти тему
Dead Moroz Times

Добыча алмазов и "Элитный детский сад"

Оглавление

Россия — крупнейшая алмазодобывающая держава. Вот только на фоне нефтегазового экспортера эта отрасль остается в тени, а статус «мировой бензоколонки» заставляет власти вспоминать о других отраслях промышленности лишь в кризисные времена. Каждому, возможно, известно, что доходы от добычи алмазов исчисляются миллиардами долларов. Однако, наша индустрия работает прямолинейно: добыли — продали за рубеж. В стране практически нет собственной обрабатывающей промышленности, а российский монополист «Алроса» не способен тягаться с конкурентами на мировом рынке. Отсюда можно сделать небольшой вывод, что Россия продает необработанные алмазы по очень низким ценам.

Фактически, добычей, обработкой и продажей алмазов в России занимается «Алроса», на ее долю приходится около 95% всех добытых алмазов. Первичное размещение акций компания провела в 2013 году, ее оценили более чем в 257 млрд рублей. Де-юре компания частная, де-факто основными владельцами «Алросы» являются государственные органы. На долю федерального правительства приходится 33 процента компании; 25 процентов плюс одна акция (блокирующий пакет) принадлежит правительству Якутии; чуть более 8 процентов разделено между администрациями районов Якутии; остальные 34 процента находятся в свободном обращении на бирже.

«Боевой путь», или «Папа может все что угодно»

На данный момент рулит компанией Сергей Иванов-младший — сын бывшего главы администратора президента России, а также экс-министра обороны — Сергея Иванова. И мимо сего персонажа пройти никак нельзя — читатель должен знать, какой же трудный и тернистый путь прошел Сергей Иванов-младший, прежде чем достичь таких верхов.

Сергей Иванов-мл. Фото: "Лента-ру"
Сергей Иванов-мл. Фото: "Лента-ру"

Карьера Иванова-младшего — предмет зависти. В 21 год он окончил МГИМО по специальности «Экономика», а еще через год получил диплом этого же вуза по специальности «Финансы и кредит». Почти сразу же после окончания университета его взяли на работу ведущим специалистом в «Государственную инвестиционную корпорацию» («Госинкор»). На тот момент, когда Иванов-младший устроился работать в «Госинкор», его возглавлял Владимир Чернов — бывший разведчик, работавший с Ивановым-старшим в резидентуре КГБ в Финляндии. В 2005 году Чернов стал руководителем секретариата Иванова-старшего, когда тот занял пост зампреда правительства РФ.

В 2003 году «Госинкор» ликвидировали, а Иванов-младший перешел работать в ОАО «Газпром», тоже сразу на хорошую должность: в 23 года молодой человек стал главным экспертом управления по международным проектам. Через год он стал помощником-референтом председателя правления Газпромбанка. Тогда за работу с персоналом в банке отвечал Евгений Плюсин — бывший сотрудник управления КГБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. В этом же управлении когда-то работал и отец Иванова-младшего.

В 2005 году карьера Иванова-младшего делает стремительный скачок — в 24 года он становится вице-президентом «Газпромбанка». Еще через три года он занимает должность заместителя председателя правления «Газпромбанка».

В это же время Иванов-младший входил в советы директоров целого ряда компаний: «Атомстройэкспорта», «Газпромбанк-инвеста», «Газпромбанк Лизинга», «Армяно-российского экспортно-импортного банка» (структуры Газпромбанка), «Группы Химмаш», «Форпост-менеджмент», «Ижорские заводы», «Объединенные машиностроительные заводы», «Carbon Trade & Finance SIGAR S.A.» Кроме того, он был зампредом в совете директоров «Сибирьгазбанка».

В начале 2011 года совет директоров «Газпромбанка» вроде как уволил Иванова, но это оказалось, скорее, повышением — в тот же день сына чиновника назначили главой правления группы СОГАЗ, который контролировал сосед президента по даче Юрий Ковальчук. Эта компания — участник рынка страхования, основана в 1993 году как дочерняя структура «Газпрома». Отметим: бывший глава правления СОГАЗа Вадим Янов, якобы покинул свой пост по собственному желанию.

23 июня 2011 года Иванова-младшего назначили в совет директоров Газпромбанка. При этом свою должность в СОГАЗе он, конечно же, сохранил.

В апреле 2016 года он стал вице-президентом Сбербанка, его руководитель — Герман Греф — был близок к Иванову-старшему. Ну кто бы сомневался?

Премьер-министр России Дмитрий Медведев назначил Иванова-младшего на пост президента «Алросы» 6 марта 2017 года. До этого, как уже давно понятно, Иванов-младший никогда не работал в алмазодобывающей или смежной отрасли. Контракт был заключен на три года, и Иванов пообещал наращивать запасы компании, добычу алмазов, модернизировать производство.

Таким образом, Иванову-младшему доверили крупнейшую в Россию компанию по добыче алмазов — на нее приходится около 95% российской добычи этих драгоценных камней и почти треть — мировой.

В феврале Иванов рассказывал Владимиру Путину о производственных успехах. Компания вышла на рекордный уровень алмазодобычи, такой рекорд последний раз фиксировался в 1990 году. «Мы добыли почти 40 миллионов карат алмазов», — сказал глава «Алросы».

Нарушения на руднике, цена: человеческие жизни и 10 млрд рублей

Как это ни странно, но рекордный уровень добычи не отразился положительно на финансовых результатах компании — 60-й (юбилейный) год для алмазного гиганта оказался вовсе не праздничным. Прибыль компании в 2017 году упала в 1,7 раз — 78,6 млрд рублей против 133,5 млрд годом ранее. Такие финансовые показатели в компании объяснили укреплением курса рубля и снижением средней цены проданных алмазов на мировом рынке.

Надо сказать, что добыча в 2017 году могла бы быть еще выше, если бы не авария на Мирнинском ГОКе. 4 августа 2017 года, в шахту прорвалась вода и затопила ее. В этот момент внизу находились 151 человек, 143-м удалось выбраться, а для остальных «Мир» остался братской могилой. Считается, что причиной аварии стали нарушения в проектных решениях и правилах промышленной безопасности. По одной из версий — руководство сэкономило на насосах, которые были установлены не на всю глубину шахты и работали не с перерывами. Однако, эта версия основывается на данных в Сети и не является достоверной.

Рудник «Мир» в России. Самый большой алмазный рудник в мире. Фото: Лента.ру
Рудник «Мир» в России. Самый большой алмазный рудник в мире. Фото: Лента.ру

Глава компании Сергей Иванов заверил, что «Алроса» не бросит рудник, наоборот, займется его восстановлением. Однако начать добычу на «Мире» получится только в 2022-2024 годах. «В нашем понимании — это не менее 5-7 лет до начала добычи. Все будет зависеть от проектного решения. Нам важно не повторить те ошибки, которые были заложены при проектировании в 2000-х годах, поэтому мы никуда не торопимся», — сообщил Иванов.

«Мир» — старейший рудник госкомпании, с него фактически и зародилась «Алроса». Кимберлитовая трубка была открыта на западе Якутской АССР еще в 1955 году, через два года на месторождении началась промышленная добыча драгоценных минералов. В 2016 году на долю рудника приходилось менее 9% производства алмазов «Алросы», или около 3 млн карат в год.

Авария обошлась «Алросе» в 10,2 млрд рублей, директор и главинженер «Мира» были уволены. Ожидается, что в 2018 году компания не сможет повторить прошлогодних успехов — добыча прогнозируется на уровне около 36 млн карат, снижение как раз составило долю, которую «Мир» давал компании. Глава дирекции сбыта «Алросы» Евгений Агуреев рассказывал, что в 2018 году предприятие постарается нарастить добычу на других месторождениях. Госкомпания не намерена снижать позиции по продаже алмазов, потому, вопреки обещанию премьер-министру, будет ликвидировать собственные запасы — «Алроса» намерена продать 4 млн карат из имеющихся 18-и млн.

Российской отрасли следует лучше страховать собственные риски — авария на руднике «Мир» не могла быть большой неожиданностью для компании: ГОК работает уже более 50 лет, соответственно, подобные исходы компания должна просчитывать.

Капитализация «Алросы» — деньги есть

Хотя руководство и не сдержало обещания, данные Медведеву, капитализация компании не пострадала — в начале января акции «Алросы» выросли с 77 до 94 рублей. На момент публикации первой данного материала (апрель 2018 года) в первоисточнике капитализация компании составляла 636 млрд рублей, однако уже через пару дней она составляет 609,8 млрд рублей, а цена за акцию — 82,7 рублей. Не сложно догадаться, что стало причиной такого обрушения капитализации.

Капитализация «Алроса» на 11.04.2018. 19:40 МСК. Фото: "Смарт-лаб"
Капитализация «Алроса» на 11.04.2018. 19:40 МСК. Фото: "Смарт-лаб"

На следующий день капитал компании вновь поднялся до 630 млрд рублей. Такие перепады, возможно, обусловлены переменой цен акций «Алросы» на рынке. Однако, на данный момент капитализация уже составляет 787 млрд рублей, а цена за акцию -- 106 рублей. Как мы видим, всего за полгода капитализация возрасла на 100 млрд рублей. Вероятно, правительству бы следовало пересмотреть планы по приватизации, пока акции компании находятся на столь высоких уровнях.

Следует отметить, «Алроса» заработала 4,7 млрд долларов в 2017 году, тогда один карат она продавала в среднем за 6058 рублей (105,77 доллара).

Итоги: куда уходят деньги?

В 2017 году компания выручила около 4,2 миллиарда долларов от продаж алмазов и менее 100 миллионов долларов от реализации бриллиантов. Помимо долгосрочных контрактов, российская компания продает сырье на спотовом рынке, а ценные и уникальные камни — на аукционах. Всего, как мы узнали выше, алмазов продано на 4,7 млрд долларов. Следует отметить, что в бюджет Якутии по итогам 2017 года «Алроса» выплатила 66 миллиардов рублей налогов. Выплаты по дивидендам в федеральный и региональный бюджеты составили по 22 миллиарда рублей, в общей сложности выходит 110 миллиардов рублей, или около 1,9 миллиардов долларов, что составляет около 40% от доходов.

Алмазы. Руда. Фото: "Лента-ру"
Алмазы. Руда. Фото: "Лента-ру"

Считаю нужным упомянуть компанию «De Beers» (южноафриканская «дочка» «Anglo American» с формальной пропиской в Лондоне) — крупнейшая алмазодобывающая компания в мире, которая добывает меньше алмазов, чем «Алроса», но превосходит ее по размерам выручки. Известно, что в 2016 году компания увеличила выплаты процентов от доходов «правительствам, сообществам, партнерам по цепочке поставок и по совместным предприятиям» в Ботсване, Канаде, Намибии и ЮАР на 26%, до 5 миллиардов долларов. И это при том, что официально «De Beers» заработала в 2016 году 6,1 млрд долларов. В своем последнем докладе компания заявила, что в данную сумму были включены налоги, платежи за товары и услуги, и дивиденды. Получается, что компания на все это потратила более 80% годовой прибыли. К сожалению, «Алроса» подобным похвастать не может. Да и нужно ли ей это вообще (вопрос риторический)?

Но вернемся к «Алросе». Если мы вновь обратимся к сайту «Смарт-лаб», мы увидим, что в 2017 году траты на персонал составили 43,6 млрд рублей на 36 887 сотрудников. С помощью калькулятора и нехитрых вычислений мы видим, что в среднем, оплата труда сотрудника — 1,1 млн рублей в год, или 95 тысяч в месяц. Вот только на самом деле зарплата в «Алросе» куда меньше — около 50 тысяч в месяц (это, кстати, является вроде бы как средней зарплатой по Якутии). Например, в «Алросе», у работников пищевой промышленности зарплата менее 30 тысяч, а у сотрудников высшего менеджмента — 50-60 тысяч. О чем это нам говорит? Скорее всего о том, что такие мизерные цены у сотрудников алмазного гиганта обусловлены тем, что большая часть трат на персонал приходится на голову компании. Не останется же Сергей Иванов без пары лишних миллионов в месяц, не правда ли? Например, экс-вице-президент компании Юрий Дойников, работая в 2013 году, получал, судя по заключенному с ним контракту, 25 млн рублей в месяц. Сейчас данные о зарплате высшего руководства найти сложнее, однако, не сложно догадаться, что она явно превышает те 25 млн (и более) в месяц, что руководство платили сами себе 5 лет назад. Очень вероятно (скорее — так оно и есть) , что из более 40 млрд рублей, выделяемых на весь персонал «Алросы», львиная часть уходит высшему звену сотрудников компании.

Кстати о доходах в Якутии — регион богатый и, казалось бы, проблем с обеспечением своего населения (как минимум) быть не должно. Но не тут то было! — в одном из самых богатых регионов страны, пожарные объявили голодовку. Работники пожарной части микрорайона Кангалассы в Якутске объявили знак протеста против низких зарплат и условий работы. Сообщается, что зарплата пожарных не превышает 35 тысяч рублей, их постоянно решают премий, техника постоянно ломается, а снаряжения не хватает. Хороши условия для работы спасателей в столь богатом регионе, не правда ли?

Протестующий пожарный. Фото: "Лента-ру"
Протестующий пожарный. Фото: "Лента-ру"

В заключение не могу не отметить головокружительный карьерный рост Сергея Иванова-младшего. Много ли людей могут стать вице-президентом банка в 24 года? Чего ты добился в этом возрасте? Как видно из материала, практически везде, где Иванов занимал высокие должности, в руководстве состояли друзья его отца. Или эти друзья назначали его на эту должность. Нет никаких сомнений, что близость Иванова старшего с Президентом и его окружением играло не маловажную роль во всем этом.

Этот случай, когда сынок влиятельного чиновника занимает высокий пост, далеко не первый. И отсюда вопрос: когда наступил тот период времени, что назначение «сынков» на высокие должности в крупнейших компаниях и государственных аппаратах стало обыденностью? Полагаю; когда эта тенденция только начала зарождаться, то это не вызвало ничьего возмущения со стороны общества и теперь российский крупный бизнес превратился в элитный детский сад. Детский сад, в котором директорами становятся чьи-то «сынки», напрочь закрыв дорогу наверх обычному человеку. И не важно, каким бы умным не был «обычный человек», какие бы идеи не предлагал для развития бизнеса — он не попадет наверх, пока работает система «элитного детского сада». Для всех: и для чиновников, и для обычных людей — это стало обыденностью, не вызывающее ни удивления, ни возмущения.

Цитата с сайта «Руспрес»:

Какой бы простой не казалась фамилия «Иванов», пока отец занимает кресло в Совете Безопасности (читай: любое другое руководящее кресло — авт.), ты всегда найдешь себе работу.

Источники:

Dead Moroz