Абсе́нт (фр. absinthe — полынь) — крепкий алкогольный напиток, содержащий обычно около 70 % алкоголя. Важнейший компонент абсента — экстракт горькой полыни (лат. Artemisia absinthium), в эфирных маслах которой содержится большое количество туйона. Именно туйон — главный элемент, благодаря которому абсент славится своим эффектом. Другие компоненты абсента: римская полынь, анис, фенхель, аир, мята, мелисса, лакрица, дягиль и некоторые другие травы.
Абсент может быть прозрачным, жёлтым, коричневым и даже красным, но чаще абсент имеет изумрудно-зелёный цвет. Традиционный зелёный цвет обусловлен — или поначалу был обусловлен — хлорофиллом, который выцветает под воздействием света. Поэтому абсент разливают в бутылки из темно-зелёного стекла.
Абсент мутнеет от добавления воды — это происходит из-за того, что разбавленный спирт не в состоянии удерживать эфирные масла полыни, и они выпадают из него.
Состояние настоящего абсентного опьянения не похоже на алкогольное. Эффект от абсента может быть самый различный. Это может быть приятное спокойное расслабление, бодрость, эйфория, неожиданный и беспричинный смех. Абсент может заставить людей совершать непонятные и нелепые поступки, которые оставляют яркие воспоминания. Но поступки не всегда безобидные, некоторые люди описывают ощущения, возникшие после употребления абсента, как состояние необъяснимой агрессии. Как и в употреблении большинства алкогольных напитков, многое зависит от личности пьющего, его настроения, воспитания, морали и обстановки в которой пьётся абсент.
Многими людьми было замечено, что абсентное опьянение может сопровождаться смазанным, слегка размытым зрением или изменённым цветовосприятием. Большие предметы иногда выглядят не очень чёткими, а мелкие — почти неразличимыми. Некоторое притупление болевых ощущений — также один из эффектов абсента.
Как прочие эффекты от абсента, галлюцинации не являются обязательным признаком, сопровождающим употребление этого напитка. В своей книге «Абсент» Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких как соблюдение ритуалов приготовления абсента, атмосфера и переносимость ингредиентов напитка организмом пьющего, чем о каких-то «магических» свойствах «зелёной феи».
Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают абсент.Предполагается, что специфические психотомиметические эффекты абсента сопряжены с воздействием туйона как неспецифического блокатора гамк-рецепторов, препятствующего деятельности тормозящих систем организма. Он не только ослабляет некоторые стороны алкогольного опьянения, но и вызывает общее возбуждение, что может в некоторых случаях способствовать галлюцинациям.
Необходимо отметить, что абсент — довольно горький напиток. Особенно промышленного производства. Если правильно сделать абсент самому, то напиток не будет таким горьким. Традиционно в абсент льют холодную воду через кубик сахара, лежащий на специальной перфорированной ложечке (см. фото). Вода растворяет сахар, который смешивается с абсентом. Сладкая вода помогает скрыть горький вкус абсента. Существует мнение, что сладкая вода является катализатором действия туйона. Когда вода смешивается с абсентом, напиток мутнеет и приобретает радужный белый цвет с оттенками зелёного и жёлтого цвета. Такой эффект получил название «муть» (фр. le louche). Помутнение происходит из-за того, что разбавленный водой спирт не в состоянии удерживать эфирные масла, содержащиеся в абсенте, и они выпадают из него. Наилучшим соотношением для разбавления абсента водой считается 5 частей воды к 1 части абсента либо 3 части воды к 1 части абсента. Некоторые абсентье рекомендуют перебивать горький вкус абсента долькой лимона. Хотя последнее считается отходом от классических канонов.
В 1792 году доктор Пьер Ординьер записал рецепт абсента и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретён Ординьером как универсальное средство; его использовали как панацею. Поэтому в те времена абсент получил название «Зелёная Фея» (фр.la Fée Verte). Это название закрепилось за абсентом до сих пор. С помощью абсента возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение.
Абсент добавляли в вино, чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента «Зелёная Фея» ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата, производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.
В 1797 году родственник Ординьера, Анри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В 1805 году он же открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им абсент начал продаваться по всему миру.
Мода на абсент появилась во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844—1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «хандра» (фр. le cafard). Среди французских колонистов и мигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент.
Когда французские военные из Африканского батальона вернулись во Францию, они привезли с собой и своё пристрастие к абсенту. Африканский батальон прославился во время чрезвычайно успешных войн, и стало благородным, даже эффектным, пить абсент на парижских бульварах. Вскоре эта привычка перешла от военных к буржуазии. Так началась золотая эра абсента, короткая пора, когда он ещё не стал проблемой. Позднее, когда все связанное с абсентом резко изменилось, во Франции вспоминали это время с тоской.
Питьё абсента было одной из определяющих черт парижской жизни во время Второй империи, правления Наполеона III (1852—1870 гг.). После подавления революции 1848 года буржуазия получила полную власть, и респектабельный буржуазный обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а также питьё абсента было и приятным ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зелёный час» (фр. l’heure verte). Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию.Строгий промежуток времени, отведённый для питья абсента, до некоторой степени защищал людей от злоупотребления. Можно было пить абсент перед ужином или даже выпить стакан перед обедом, но если бы кто-то пил всю ночь, это вызвало бы презрительное удивление официантов. И все-таки риск был с самого начала и увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. В 1880 году абсент был широко распространён во Франции, его популярность была равна популярности вина. Абсент становится «мелким пороком» прогрессивных женщин с надменным характером наравне с велосипедом и сигаретой. Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18-ти до 20-ти лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина — в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом. Со временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но, с появлением дешёвых марок, стал намного доступнее и вреднее. Выделяют несколько причин «заражения» рабочих буржуазной привычкой, в целом картина становится ясна — сокращение рабочего дня до 8-ми часов, повышение зарплаты, гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина. Соответственно, повысилась стоимость виноградного спирта, использовавшегося прежде при изготовлении абсента, производители обратились к промышленному спирту, что сделало абсент дешевле вина в 7—10 раз. Самый дешёвый абсент был настоящим ядом, его и употребляли рабочие в сомнительных забегаловках, в которых иногда не было даже столов и стульев, а только цинковая стойка.
С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом, если в 1874 году оно составляло700 000 литровв год, то к 1910 году уже36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников — «Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую».
В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков застрелил всю свою семью — употреблённые фермером в тот же день рюмка мятного ликёра, рюмка коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).
К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели 16 августа 1914 года к попытке палаты депутатов Франции запретить продажу абсента — в ней явно сквозил испуг, «что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов».
Тогда же был распространён военный плакат на котором женщина в характерном для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.
В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.
Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил еще один, согласно которому военослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).
В конечном итоге, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии.
С 1930-х годов по конец 1980-х абсент существовал на полу-легальном положении (преимущественно уничтожались довоенные запасы и контрабандные поставки из Англии), либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни вымоченных в водке и т. п.
Местом возрождения абсента считается Великобритания, точнее Шотландия, там, где он никогда не был запрещён, но и после гонений в других странах совершенно не имел популярности до 1998 года, когда чешская марка Hill’s, основанная в 1920 году, запустила зелье на британский рынок. В немалой степени успеху этого предприятия способствовали знаменитости, в частности Джонни Депп, находясь в Великобритании на съемках фильма «Сонная лощина», рассказывал как упивался абсентом с Хантером С. Томпсоном на съёмках «Страха и отвращения в Лас-Вегасе». Позже эту моду подхватили и за океаном, с абсентом можно было увидеть многих знаменитостей от Эминема до Мэрилина Мэнсона. Вообще, успех чешской марки трудно объяснить, потому что вкус этого абсента был отвратительным. «Этот абсент пьют, чтоб быстро опьянеть; только мазохист добавляет в него воду, чтобы затянуть его действие». Хороший абсент, напротив, можно пить медленно и долго.
Хиллз ругали все знатоки и через год, при содействии главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента — Мари-Клод Делаэ, была выпущена новая марка «La Fee», которой можно было смаковать, как это правильно делать.
Маркетинговая политика производителя учитывала комическое отношение англичан к «опаснейшему из ядов», ряд акций носил ярко выраженный «несерьёзный» характер, несвойственный раскрутке алкоголя. Это привело к созданию позитивного образа абсента — немного забавного и слегка зловещего — никогда до этого абсент не имел такой «радужной» репутации.
В 2004 году парламент Швейцарии проголосовал за легализацию абсента, запрещённого с 1907 года. 24 июля 2004 года суд Амстердама признал недействующим голландский закон от 1909 года, запрещающий абсент. Сейчас производители абсента обязаны соблюдать ограничения, введённые Европейским Союзом, согласно которым количество туйона в абсенте не должно превышать 10 мг/кг. Тем не менее, эти нормы довольно часто нарушаются.
Поддаваясь влиянию моды, художники конца XIX — начала XX веков рисовали картины, на которых изображён человек с отсутствующим взглядом, пьющий абсент. Зачастую эти работы трактуют негативное либо разрушительное влияние абсента на человека.В коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится картина Пабло Пикассо «Любительница абсента», датированная 1901 годом. В 1911 году Пикассо начал писать картину «Бокал абсента», которую закончил в 1914 году. В 1912 году он же написал картину, на которой изображена бутылка абсента «Перно» и бокал.
Художник-сюрреалист ХР. Гигер написал некоторые из своих работ после экспериментов со свойствами абсента. Позднее, в 2005 году его имя получил одна из разновидностей французского абсента Brevans, сваренного, как утверждается на этикетке «по оригинальной формуле девятнадцатого века».
В 1913 году в Париже Чарльз Фоли поставил пьесу под названием «Абсент».
Огромное и неоценимое значение абсент имеет для развития французской символистской поэзии. Такие столпы этого направления, как, Поль Верлен, Артюр Рембо были во многом вдохновлены этим напитком, который Верлен в своей «Исповеди» 1895 года называл «зелёной ведьмой» и требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Столь категоричное отношение к абсенту выработалось у него из-за характерной для Верлена манеры пития «вечером и ночью», как он сам это называл. Из-за своей страсти к напитку он, будучи чутким человеком, тем не менее, нападал на свою жену и даже пытался ее поджечь, стрелял из револьвера в своего друга Рембо и с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери (его посадили на два месяца, хотя в суде его мать требовала оправдания, потому что на самом деле, как она сама уверяла, «в душе он — хороший мальчик»).
В 1930 году в США Кулсон Кернахан написал короткий рассказ «Two Absinthe-Minded Beggars». Трагические пугающие образы, которые он рисует передают отношение американцев к абсенту. Двое нищих решили заняться писательской деятельностью и, поскольку им «придётся изобразить человека, пристрастившегося к абсенту», они решили опробовать этот напиток на себе. Представления о «порочности» абсента в уме американского обывателя передают эти строки — «Таинственность, с которой более густая жидкость извивалась, сворачивалась в кольца и спирали вокруг более жидкой, вызвала в моем уме образ питона, обвивающегося вокруг своей жертвы».
В книге «Муза, томимая жаждой», подробно исследующей американский литературный алкоголизм, автор, Том Дардис, говорит, что в ряду алкогольных напитков абсент считается пределом, «дальше некуда».
В небольшой статье «Экспериментальное и клиническое исследование по алкоголизму. Алкоголь и Абсент. Абсентная эпилепсия» (фр. Étude Expérimentale et Clinique sur l’Alcoolisme — Alcool et Absinthe, Épilepsie Absinthique, 1871) Жак-Жозеф-Валантен Маньян описал особенности алкогольной зависимости у любителей абсента, во многом заложив основы восприятия этого напитка и его поклонников в Европе (Маньян настаивал на том, что именно абсент вызывает наиболее тяжелые последствия в виде эпилепсии у его потребителей и генетических последствий — дебильности, имбецильности и т. п. — у нескольких поколений их потомков).
Алистер Кроули (1875—1947) один из самых ярых защитников абсента, в его творчестве этот напиток оставил заметный след. На славу абсента Кроули посвятил много своих произведений; в своем эссе «Зеленая богиня» он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать что-то только по злоупотреблениям. «Мы же не проклинаем море, где бывают кораблекрушения, и не запрещаем лесорубам использовать топоры только из сочувствия к Карлу I или Людовику XVI. С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток». Кроули говорит об особой роли абсента в творчестве, по его словам, абсент помогает «отделить ту часть себя, которая „существует“ и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире». А это то, что он и называет творчеством.
Известным любителем абсента в среде писателей является Эрнест Хемингуэй. В период жизни на Кубе и работой над своим произведением «Старик и море», он заказывал абсент из соседней Флориды и готовил его способом, ставшим классическим, — при помощи специального фонтанчика, пускающего воду тонкой струей для разбавления абсента.