На днях за ужином моя первоклашка Лиля объявила, что больше не интересуется "девчачьими" принцессами типа Золушки и Спящей Красавицы, теперь ей нравятся различные воины. Я спросила: "а как же Русалочка?" – "Ну, она довольно творческая", - ответила Лиля. И мы с удовольствием обе продолжили обсуждать характеры известных нам с ней героинь.
После подобных бесед, я чувствую, что все делаю правильно, относительно того, как в нашей семье организованно общение с телевизором и другими экранами в нашем доме.
Началось все с книги Майкла Поллона "Правила Еды". Эти правила мы применили к просмотру телевизора. Основное правило: “Наслаждайтесь просмотром. Не слишком много. Лучше в компании.”
Но так было не всегда. Я долго к этому шла. Когда родилась Лиля, я мониторила всевозможные родительские сайты по любым вопросам.
У меня сложилось свое мнение о слингах, сне, потреблении сахара. Но вот когда дело дошло до цифровых устройств (которые, как мне кажется, сопровождают нас постоянно, кроме того времени, когда мы спим), единственной рекомендацией, которую я нашла, была: никаких телевизоров и планшетов до двух лет. И это правило игнорируют 90 процентов семей.
А как только я начала общаться с экспертами по этой теме, то обнаружила, что не только у родителей все перепуталось в голове (но и ученые умы пока не решили эту задачу).
На самом деле, мир исследований в области отношений детей с мобильными, телевизорами и прочими устройствами, относительно молод и полон пробелов.
И все же, попробуем разобраться.
Национальный Институт Психического Здоровья США последний раз публиковал статью с исследованиями на тему детей и средств массовой информации в 1982 году. С тех пор появилось много новых устройств и технологий. И лишь в 2016 году руководство Американской Академии Педиатрии проводит несколько небольших экспериментов с сенсорными экранами и маленькими детьми, но не выдает крупномасштабных исследований, анализов или иных исследований.
Дело в том, что у этих ученых нет доступа к внутренней отраслевой информации о том, например, как производители игр производят наиболее эффективный контент. Основная часть существующей научной литературы о влиянии девайсов и медиа–контента на детей ограничивается лишь негативной частью и читается как список тревог, от которых любой родитель подскочит в ночи как от кошмарного сна: ожирение, недосыпание, низкая успеваемость в школе, плохое поведение, и даже наркомания и депрессия.
Такие статьи заставляют родителей пытаться устанавливать ограничения и контролировать контент, но не более того.
К тому же, как правило, эти попытки безуспешны и не приводят к хорошему результату. И хотя почти все – и взрослые и дети – смотрят видео от двух часов в день на различных устройствах, мы вообще не слышим о том, как улучшить ситуацию (в сторону уменьшения количества часов за мониторами, в том числе) посредством вдумчивого и осознанного потребления контента.
Пробираясь сквозь тернии исследований, я все–таки нашла таких людей, которые пошли чуть дальше.
Например, в лаборатории когнитивного развития и медиа в университете Висконсина, исследователи, которые называют себя “более позитивными медиа–мейкерами и более позитивными родителями”, сосредоточились на общих принципах извлекать полезные навыки и знания из любого медиа–контента. А последние рекомендации Американской Академии Педиатрии подчеркивают необходимость совместного использования мобильных устройств и просмотра ТВ, что позволяет на своем примере показать ребенку, как разумно использовать гаджеты и вдумчиво потреблять контент.
Однако под совместным использованием не стоит понимать такую ситуацию: ребенок смотрит на планшете Свинку Пеппу, а вы сидите рядом, листая Инстаграм. Профессора Академии педиатрии поясняют, что нужно попробовать обращаться с телевизором или приложением на планшете как с иллюстрированной книгой. Чтение (как мы знаем) – наиболее мощный инструмент для обучения маленьких детей и задача родителей развить эти навыки, показав пример, при этом неважно, какого рода будет носитель, не обязательно бумажный.
Если любая форма медиа: книга, песенка, видео про сову на Ютубе, рисовалка на планшете, эпизод из Губки Боба становится связующим мостиком между воспитателем и ребенком, то для ребенка это очень полезно!
Не обязательно зацикливаться только на книгах, все может приносить пользу, если подходить с умом.
Так же, как нужно учить детей социальным навыкам и этикету, надо учить их использовать технологии и медиа себе во благо. Так в будущем ребенок не потеряется в потоке нахлынувшей отовсюду информации и выделит для себя то, что полезно.
Вот исследование из Техас Тек (Texas Tech): дошкольники получали и понимали социальные сообщения, такие, как эмпатия или мытье рук после использования горшка, из шоу “Тигренок Даниэль”, только в случае, когда у их родителей был навык совместного обсуждения того, что они видели на экране.
То есть, в малом возрасте, ребенку очень важно, чтобы родитель интерпретировал и пояснял события, происходящие на экране.
Нам непросто принять такой подход. Ведь чаще мы привыкли усаживать чадо за телек или планшет, чтобы дать себе перерыв. Лично я даю дочери планшет, когда мне нужно искупать младшую, а мой муж работает допоздна.
В реальной жизни есть место компромиссу. (Всем нам время от времени требуется помыть посуду или постирать).
Но если попробовать методы, описанные выше, в течение хотя бы некоторого времени, вы увидите результат. В конце концов, вы не будете заложниками планшетов и телевизоров постоянно, дети подрастут и начнут самостоятельно использовать накопленный опыт и следовать вашим примерам.
С детьми постарше, примерно в то время, когда они уже начали самостоятельно читать, будет проще, им можно разрешить в одиночку пользоваться девайсами и смотреть телевизор, а затем обсуждать с ними то, что они увидели, я так делаю с моей старшей дочерью.
Ученый в области медиа – исследований Генри Дженкинс предлагает спрашивать детей не только как прошел их день в школе, но и о том, что они сегодня увидели в интернете или по ТВ.
К тому же, такой подход к просмотру может быть и вам на руку – можно вместе смотреть интересные вам передачи или же спортивные состязания и при этом обучать ребенка новому.
Теперь представьте, какое пагубное влияние оказывает телевизор, включенный в комнате фоном. Это совершенно обратное из того, о чем говорилось выше. И это и не удивительно – в России, согласно опросам 2016 года, около 60 процентов респондентов сообщили, что телевизор работает в доме “всегда” или “чаще всего” вне зависимости от того, смотрит его кто – то или нет.
Каков же вред от такого “просмотра”? Исследования показали, что когда телевизор включен, взрослые говорят с младенцами и маленькими детьми на 90 процентов меньше.
Детские игры тоже носят менее вовлеченный и качественный характер, ведь ребенок периодически отвлекается на “черный ящик”, а под качеством игры понимается планирование, вербализация, использование реквизита. Вот что говорит об этом Рейчел Барр – психолог из Проекта Раннего Развития в Джорджтауне: “Мне кажется, что это одна из вещей, наименее очевидных для родителей. Вы думаете, что ребенок счастливо играет в углу, все заняты делом, все хорошо. Но это не так, на деле ребенку труднее привлечь внимание родителей. Чтобы обучение продолжалось, нужно вовлечение взрослых, но этого не происходит в ситуации постоянно включенного телевизора.” Некоторые исследователи даже предложили переименовать термин “фоновое ТВ” в “подержанное ТВ” из–за его негативного эффекта.
Однако и поддержка идеи о том, что совместный просмотр ТВ может иметь когнитивные и социальные преимущества, тоже может оказать негативный эффект. Исследователи согласны, что и для совместного просмотра тоже нужно чувство меры. Также имеет значение содержание того, что мы смотрим – слишком жестокий или чересчур динамичный фильм тоже может стать причиной тревоги, страха и даже агрессии у ребенка.
Разумное потребление контента должно носить системный подход. Как мы уже поняли, даже совместный просмотр телепередач не должен быть слишком длительным. Но и нельзя просто взять и ограничить до минут время, когда ребенок может посмотреть телевизор или поиграть на планшете.
Вместо этого лучше создать в доме такую атмосферу, в которой будут присутствовать свободные от гаджетов и ТВ зоны.
Итак, после изучения всех высказанных учеными гипотез и рекомендаций, мы пришли к плану, который хорошо сработал в нашей семье. Сейчас расскажу вам, как мы поступали.
Начнем с того, что мы с мужем – поколение миленниалов, следовательно, у нас и так не бывало фонового ТВ. Когда Лиля берет ноутбук или планшет, ей позволено смотреть все, что она захочет, но только в выходные, каникулы, в те дни, когда она заболела и в путешествиях. Мы редко навязываем ей свои предпочтения в выборе кино и действительно разрешаем смотреть все, а после – обсуждаем.
Но мы всегда должны удостовериться, что она позавтракала, прежне чем засесть за телек, погуляла, а не весь день торчала с планшетом в руках, она не ест за просмотром мультфильма и не смотрит ничего перед сном.
В остальные же дни ей можно поиграть на планшете 20 минут. Эти правила были установлены с ее двух лет, так что она не особенно протестует, когда приходит время оторваться от просмотра.
Это уже стало клише, но так уж случилось, что мы живем в золотой век развития технологий. И раз мы живем в такое время, мне бы хотелось, чтобы дочка наслаждалась просмотром видео так же, как и я – в умеренных количествах, с друзьями, всей семьей, чтобы потом с интересом обсудить это за ужином.
Webcache.com
Мы ищем для вас: факты, истории, решения. Если вам интересно с маманам.ру, подписывайтесь наш канал и делитесь с друзьями!