В профессиональных кругах до сих пор нет единого мнения относительно раннего развития детей. Кто-то уверяет в необходимости развития способностей малыша уже в утробе матери, а кто-то настаивает на невмешательстве в процесс взросления.
Однако родители в стремлении дать своему чаду все самое лучше ведут непрестанный поиск образовательных методик, которые могли бы максимально раскрыть потенциал ребенка. Мы подготовили обзор, пожалуй, самых популярных и эффективных из них на сегодняшний день.
Система итальянского врача, педагога, гуманиста Марии Монтессори
Предполагает формирование среды, назначение которой помочь малышу развиваться самому, без помощи родителей или воспитателей. Она должна быть поделена на несколько секторов, в каждом из которых ребенок сможет постигать практические, сенсорные, математические, языковые и естественнонаучные навыки с помощью развивающих предметов, материалов и инструментов.
В этих условиях малыш сам определяет, чем ему заняться и сколько времени на это нужно потратить. Задача взрослых - лишь помогать и направлять.
Методика российского педагога дошкольного и начального обучения Николая Зайцева
Разработанная им система основывается на методе чтения комбинаций фонем или складов (то есть буквенной пары). В отличие от традиционного побуквенного или слогового овладения чтением он позволяет, к примеру, трехлеткам начать читать уже на первых занятиях, а полугодовалым деткам - освоить навыки говорения и чтения одновременно!
На занятиях используются "кубики Зайцева", деревянные или металлические. Эти свойства на тактильном уровне должны помочь малышу научиться определять гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.
Вальдорфская педагогика австрийского доктора философии, педагога Рудольфа Штейнера
В ее основе лежит принцип "неопережения" развития детей и предоставления им всех возможностей для постижения различных навыков и жизненного опыта в свойственном для них ритме.
В вальдорфских школах дети воспитываются через традиции народной культуры и практическую, творческую деятельность. Особое значение уделяется духовному воспитанию.
Методика американского врача-физиотерапевта, создателя обучающих методик для детей Глена Домана
Доман был убежден в необходимости большой интеллектуальной нагрузки. И чем раньше родители приступают к развитию малыша, тем лучше. После шести лет интенсивность роста мозга снижается, соответственно, до этого возраста нужно успеть вложить в голову ребенка по-максимуму.
Метод Домана подразумевает обучение с помощью набора карточек с изображением различных предметов, цифр, букв, которые помогают овладеть чтением и счетом. При этом у ребенка значительно расширяется представление об окружающем его мире.
Методика японского профессора Макато Шичида
Ее суть состоит в правополушарном развитии головного мозга, что должно способствовать беспроблемному освоению счета, чтения, иностранных языков, развитию интуиции и талантов.
Главный инструмент - флеш карточки, использовать которые можно уже в возрасте трех месяцев. Постепенно их число следует увеличивать до одной тысячи. Каждая карточка демонстрируется на протяжении всего нескольких секунд, что и позволяет задействовать правое полушарие, а затем изображенный на ней предмет называется, и здесь включается левое полушарие. Эти манипуляции позволяют стимулировать развитие свойств зрения и слуха.
Методика актрисы бельгийского происхождения Сесиль Лупан, после рождения детей решившей посвятить себя проблемам воспитания
Ее система строится на идее, что родители должны разжигать в ребенке любознательность посредством совместных занятий, к примеру, чтения, различных игр, творчества и проч. При этом следует избегать чрезмерной опеки и давать малышу самому проявлять инициативу.
Значительное внимание в ее методике уделяется первому году жизни ребенка. На данном этапе для успешного овладения навыков чтения, письма и говорения предлагается стимулирование слуха, зрения, осязания, вкусовых рецепторов и обоняния, используя при этом звуковые сигналы, кусочки зеркала, ткани, различных по цвету и фактуре, карточки и проч.
Кроме того, особое место в системе Лупан отводится физическому воспитанию, поскольку оно крайне важно для развития интеллекта. Поэтому дети, занимающиеся по ее методике, посещают занятия по гимнастике, плаванию, ходят на массаж и много гуляют на свежем воздухе.
Методика советских и российских педагогов Бориса и Лены Никитиных
Их идея также строится вокруг среды, в которой растет ребенок. Она должна быть обеспечена спортивным инвентарем, творческими и интеллектуальными пособиями, помогающими сформировать определенный набор навыков и умений. Родители должны лишь содействовать в этом.
Идеологическую базу системы Никитиных составляют также необходимость раннего закаливания и освоения гигиенических норм, регулярность физкультурных занятий, самостоятельное постижение мира, приспособленность к ведению домашнего быта.
Методика японского инженера, предпринимателя, сооснователя корпорации Sony, автора новаторских концепций по воспитанию детей Масару Ибука
По его мнению, пик развития умственных способностей ребенка приходится на трехлетний возраст, поэтому родителям нужно бросить все свои силы на его развитие до этого периода, в противном случае будет поздно.
Ибука убежден, что на данном этапе способности постижения нового практически безграничны, и ребенок с легкостью может освоить несколько иностранных языков, игру на музыкальном инструменте и проч.
Метод петербургского разработчика игр и пособий для детей Вячеслава Воскобовича
В его основе - полифункциональность и содержательность используемого игрового материала. Присутствующие в нем сказочные герои помогают развивать малышам творческое и конструкторское начало, логическое мышление и фантазию.
Многие родители называют самыми излюбленными дидактическими материалами – квадрат Воскобовича, буквенный конструктор и кораблик.
Методика доктора медицинских наук, старшего научного сотрудника НИИ питания РАМН, создателя пособий для родителей и педагогов Марии Гмошинской
Предполагает рисование детей с использованием собственных пальчиков и ладоней. Занятия вполне подходят даже для полугодовалых.
Такие творческие манипуляции стимулируют развитие возможностей психики, памяти, речи, цветовосприятия и в целом оказывают благотворное воздействие.
Конечно, у каждой из методик есть сторонники и критики, суть восторгов и претензий которых крайне сложно уместить в одном обзоре. Но надеемся, что наша публикация побудит вас копнуть чуть глубже и ближе познакомиться с философией и обширным инструментарием рассмотренных нами систем.
Если вам понравилось статья, не забудьте поставить лайк.
Читайте еще больше интересных тем - на нашем канале РодительPRO. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!