- Тятя, а куда мы поедем, в степь?
- Садись, держись за луку седла.
Отец, придерживая одной рукой сына, размашисто прыгнул сзади на коня.
- Держи поводья. Ну, вот боишься, не трухай, не упадем. Правь к атаману .
Весна. Ковыльная степь жизнью дышит . Все цветет , благоухает .
-А мама, что в кибитке поедет?
-Ну да, устанешь на коне, к мамке отправлю.
-Не, я с тобой хочу. Бабушка вон также на кобыле верхом .
-Ну, в кибитку ее не посадишь, это точно. В степи лагерем станем. Отец юнцов обучать будет, поживем в притоке реки неделю, другую. По рыбалем. Там вернемся .
- Тятя смотри бабушка в степь поскакала, и дед за ней, чего-это они.
- Они так всегда. Бабушка в степь в раздолье рвется, душа ее тянет , а дед ее одну не пущает. Вот и скачут они по жизни рука об руку.
- И чего тятя.
-Мать она моя, ногайская дочь, мне отец поведал как дело, было, хочешь, скажу.
- Широка степь. Казаки у реки селились , волю свою стерегли . Воля вольному . Удальцу сила . Дед твой, тогда посвящение воинские уже прошел , ведал что к чему . В степи с братьями казаками в разъезды ходил . Мало -ли ногайцы пожалуют или что еще . Всяко бывает . Сегодня мир, завтра кутерьма . Казак всегда готов должен быть , себя защитить , семью, землю . А как иначе . Дико поле, степь раздолье. Вот и тогда так было. Он с малым отрядом в степь ходил на дальние посты. Там кочевники стада свои пасут. Ну, приглядывал что к чему. Ужом ползал , пластун однако . Тут уж тайно надо, а как -же . Их много, а ты один , а Ведать надо . Вот подошли они один раз очень близко к стану ногайского князя . Вот тут-то он ее и увидел . Запала она в него сердце, не мог он по - другому , постоянно в степь рвался , чтоб ее увидеть . Душе не прикажешь она рвет и мечет . Показывался он ей в степи. Близко подъезжал. Скинет рубаху , волосы русые до пояса распустит . Плечи широкие . Ногайцы за ним, да догнать не могут, ужом уйдет в сторону, рыщут . А он опять к ней ползет . Но отец ее прознав про это, решил замуж ее выдать . Воины со всей степи пожаловали.
-А дед, чего не мог приехать - то.
-Война сына тогда была. Казаки с ногайцами сильно сшибались. Если бы Батя тогда прямо пошел, порубили бы они его. Нельзя так было.
Малец поежился в руках отца, сильней схватился за луку седла. Повернул голову .
- И чего?
- Так не перебивай, расскажу. Как тятя мне рассказывал .
Как прознал я про это дело, тошно мне стало. С другами своими в степь ушел , втроем мы были, братья казаки одного не пускали . Казаки лютые все . Как волки рыскали мы , силу набирали . Ведающий нас учил как, что к чему. Старец тогда в степи жил. Сильный воин. С духами общаться. Со светлыми Богами. Шашкой также махать уметь нужно . Духи мне и поведали . Я к шатру ее и подался . Смотрю она вышла и в степь по нужде понеслась . Я и поднялся тогда показался ей , коня свистнул. Через седло ее и в степь подался. Она молчит, зубы стиснула, покраснела вся. Ну, ногайцы за нами скачут. Думал, уйду . Окружили они нас, в круг взяли .Визжат довольные . Думал все , порешат нас . А она отца увидела. Кричит.
- Тятя, не тронь их, а то меня убьют первой.
Други мои, быстро смекнули, что к чему, княжну я им передал. Они клинок к ней приставили, она не шелохнется, молчит. Обычай степи , покон степи, един для всех .
-Пускай один на один меня срубят. Лягу я, братья мои ее отпустят. А ты отпустишь их.
Я с коня спрыгнул. Шашку в руке держу. Утихли ногайцы, молчат. Глазами рыщут, злоба от них. Отец ее, руку поднял.
-Пускай так и будет, тут многие за руку моей дочери сразиться хотят.
Махнул рукой. Спрыгнули трое. Свистят, клюкают. Не даром старец нас учил. Вошел в сознание война . Расслабился. Сила в тихой воде. Она камень точит. В глаза смотрю. Ноги земли не чуют . Азарт был , вдруг свезет. Острием шашки землю чую. Взмах в движение не впервой . Скатилась голова первого . Второй не мешкал, также плюхнулся с распоротым животом собирая кишки . Третий что-то кричал в атаке . Мне было все ровно . Только духи-наставники шептали в ухо заклятие смерти , и несли меня по кругу, как мне казалось . Шептала мне сама земля матушка . Очнулся , смотрю тихо, движения нет, на мне так царапины да тел двадцать ногайцев в собственной крови давятся. Я шел на отца ее. Все также острие шашки как учил старец . По земле вел. Крадучись шел. В рывок . Отец ее руку поднял.
–Ты зачем ее похитил.
Тихо меня так спрашивает. Очнулся я полностью, скинул раж . Смотрю ногайцев еще больше стало .Молчат, но не кто не решается на землю спрыгнуть . Мои все также в центре. У ней в глазах слезы.
-Люба она мне. За нее и жизнь не жаль отдать .
Толи сказал я так, толи выдавил. А сам к нему иду, шаг за шагом. Смотрю, она с коня спрыгнула. Ко мне подбежала. Из рукава кинжал вынула. Меня за руку держит.
-За него пойду, по обычаю предков, или себя убью.
Прижалась ко мне, сама махая по пояс мне, кровью лицо измазала. Не выдержал я поцеловал ее тогда в первый раз . Я этот поцелуй на всю жизнь сохранил, она мне ответила . Отец ее что-то сказал, повернул коня, поскакал в степь . А мы и не слышали. Ногайцы, забрав тела, уехали, остались мы одни в степи. Мои казаки также, костер недалече разожгли. На следующий день в станице я ее к родовому древу повел. Вокруг древа провел, потом вокруг костра. Соединились Рода наши.
- И что потом?
- Чего потом. Я родился, дядья твои. Вон видишь уже приехали, вон ногайцы стоят, поскачем к ним, с Прадедом познакомлю. Совсем дед старый стал, а в седле держится. Нас ждет. Соскучился видно .
- А откуда у деда сила такая.
- Так он того, атаман, сила то она сынок от предков. От отца к сыну, а ты как хотел . Но главная сила в любви . Да в любви сила большая .А чтоб любить, воля нужна . Сила воли.