Найти тему
Подписаться

Плач по нерожденному театру

Пролагая новый курс, или плач по нерожденному театру

Будущее, как известно, начинается сегодня. Сегодня пробуют себя, делают первые шаги те, кто завтра станет у станка, у рампы, у пюпитра, у руля. Собственно для того, чтобы как-то заглянуть в будущее, мы и встретились с народной артисткой России и РБ, лауреатом государственной премии имени С. Юлаева, заведующей кафедрой УГАИ Тансулпан Бабичевой. Повод прост – выпуск актерского курса, которым она руководила.

- Тансулпан Догиевна, как пришли эти юноши и девушки, что составившие ваш курс, те, кто выпустился сегодня?

- Мы набирали их четыре года назад, для Башкирского академтеатра. Так получилось, что в два этапа - летом и осенью. Было у нас шестнадцать мест, набрали с запасом 19 человек, из них семь отсеялись в процессе учебы. Трое парней пришли к нам уже сразу на второй курс. Им было особенно тяжело. Не случайно из них остался только Фиргат Гарипов. Таковы цифры.

-Кто они, ваши студенты, откуда?

Четверть из них – городские. Они более подготовлены с точки зрения теории, у деревенских получше с языком, но они более зажаты. Хотя стоит их чуть раскрепостить, как могут потерять всякий контроль. И с этим приходилось бороться.

- География как-то определяет артистичность и талант?

Нет, талантливые люди есть повсюду. Для примера - у нас двое из Учалов, двое зилаирские, двое зианчуринские, есть из Ишимбая, Давлеканово, Салаватского района. Есть один из Ташкента. Уфимцев нет.

- С ними было легче, чем с предыдущими вашим курсом, где учились Лира Лямкина, Ринат Фатхиев, Игорь Панов?

Нет, с ними труднее. Там было больше людей, которые знали, куда они пришли и зачем. Ведь мало заниматься в институте, надо очень много работать самостоятельно.

- Для выпускного спектакля была выбрана пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта». Почему именно она?

Шекспир всегда в программе, на протяжении учебы мы переиграли массу отрывков из множества его пьес. И мы, педагоги, смотрели, что наши потянут, а что нет. К тому же материал этой пьесы им очень близок, с ними постоянно происходили подобные истории.

- Я слышал, что перевод пьесы на башкирский язык вы делали сами…

Да, часть пьесы уже была переведена на татарский язык, мы использовали его в работе, но в общем пришлось корректировать самим. Но вообще я думаю, что надо заказать переводы Шекспира, да и вооб ще вс ей классики, профессиональным переводчикам и издать эту книгу. Это будет большое подспорье в нашей работе на многие десятилетия вперед.

- Как вы думаете, ваши студенты, они уже понимают, что такое их профессия?

Степень понимания растет с каждым днем. Раньше все это было смутно, а теперь, когда они увидели, сколько людей пришли из посмотреть, они прочувствовали ответственность.

- Сложился ли в итоге вашей работы коллектив?

Это отмечают и зрители, и члены государственной экзаменационной комиссии. В Ярославле, куда мы ездили с этим курсом месяц назад, нас определили как уфимскую актерскую школу. Мы многое делали для того, чтобы они смогли работать в ансамбле.

- Как вы поехали в Ярославль?

В Ярославле проходит фестиваль дипломных спектаклей театральных училищ России. В первый раз мы туда ездили с предыдущим курсом, играли «Чайку». Теперь мы соответственно показали «Ромео и Джульетту». Кстати надо было найти деньги на дорогу. Мы это сделали при помощи спектакля «Теле яшлек». Мы играли его по всей республике - в Давлеканово, Баймаке и так далее.

-Как студенты отнеслись к тому, что вы едете в Ярославль?

Для них это повод вырваться, эйфория от мнимой свободы. Но когда мы приехали, и они увидели своих сверстников из 11 городов России, они растерялись немного, был у них страшок. Особенно если сравнивать с москвичами- там набирают высоких, а у нас народ малость поменьше.

Кстати, там у нас спрашивали, почему мы играем Шекспира на башкирском языке. Мы действительно одни играли на языке, другие театры, в том числе из Дагестана, других национальных республик играли на русском языке. Но если играешь по настоящему, то неважно на каком языке- потому что зритель все понимает, ведь язык театра- это действие.

Спектакль стал призером, нам вручили пять дипломов, причем нас объявили первыми. Еще один итог- то, что наш педагог Римма Харисова состоялась как режиссер, как педагог.

- Почему у вас несколько человек играют Ромео, Джульетту, другие роли?

У нас каждый пробовался на Ромео, на Джульетту, а потом, когда мы стали собирать из кусочков спектакль, органично вышло, что надо сделать именно так. Эта мысль родилась из самой жизни.

- Они уходят, с чем остаетесь вы?

- Остается мысль, что способности вещь первостепенная, но в конце концов все определяется характером, трудоспособностью, желанием быть в творчестве. Наши студенты естественно не всегда понимали, куда они пришли.

Когда подходишь к выпуску, понимаешь, что с их уходом что-то теряешь. Но вот Ринат Фатхиев сказал очень хорошую вещь – «Каждый из нас, из предыдущего выпуска, выбрал себе братишку или сестренку, мы болели за них». Так что вот такое родственное чувство- оно остается, и потому мы никого не теряем, нас становится только больше.

-Кстати, если раньше о студентах почти ничего не было известно, то теперь они становятся известным со студенческой скамьи. С чем это связано?

С опытом, его стало больше. И кроме того я раньше была просто педагог, а теперь заведующая кафедрой, художественный руководитель учебного театра. Но на первых курсах я не поощряла их где-то мелькать, только с третьего.

Вообще они уже у нас известны. Гульсум Бикбулатова и Ляйсан Рахимова стали дипломантами взрослого конкурса актерской песни, на республиканском конкурсе сэсэнов Алтынай Ибрагимова получила Гран при, 1 место занял Ратмир Абдуллин, а Ляйсан Рахимова стала дипломантом.

Алтынай Ибрагимова и Ильгиза Гильманова за роль Джульетты стали призерами в Ярославле. Та же Алтынай как известно стала «Хылукай- 2004». Рамзию Максютову все отметили за роль 90-летней бабушки в спектакле «Тиле яшьлек».

-Да, как прошел выпускной экзамен?

- Все получили отлично. Так бывает очень редко. А Ляйсан Рахимова закончила академию с красным дипломом.

- И куда же они уходят?

Пятеро человек идут в Башакадемтеатр. Остальные- в Национальный молодежный, в Сибай, Стерлитамак, другие города республики.

Но все в один голос говорили о том, что из них мог бы родиться полноценный театр. Но, к сожалению, это пока невозможно – нет денег. К тому же встает множество вопросов с нашими мальчиками- они ведь у нас в большинстве своем не служили. А забирать актера в армию – это, как сказал Гумилев, все равно что жарить соловьев.