В последнее время стало много случаев оскорбления чувств верующих. Наверное пришло время оскорбить чувства тех, кто верит в 1С. Это несложно, и я постараюсь не быть грубым.
Есть ли предел развитию?
1С по всей видимости неспособна развиваться опережающими темпами в наше время. Можно долго смотреть на горящий огонь и на то, как тормозит платформа 1С. В этой фразе хочется поменять слово платформа на фирма. Несмотря на грустную динамику с продажей коробочного софта, 1С расслаблена как никогда. Взять мобильную платформу, которая могла быть драйвером роста, но она как приемный двадцать третий ребенок у 1С. Вы видели трансляцию прошлогодней конференции по мобильной платформе 1С на Инфостарте? Это же депрессивная депрессия в квадрате.
Время нам что диктует, какие тренды? Мобильность, облака. 1С сколько лет уже пытается что-то сделать и показать? Сколько ещё лет нужно, чтобы доказать своё лидерство в этом направлении? Или вы думаете лидер рынка не должен доказывать своё лидерство? Мой ответ на это вопрос: лидер должен постоянно доказывать свое лидерство, но технологических прорывов, каким была в свое время 8-я версия уже не будет, не ждите.
На этом фоне вспоминаются слова из любимой книги Джобса «Дилемма инноватора» - "Лидер рынка никогда не сделает прорывную технологию". Да, у 1С несомнено есть достижения. Но я бы назвал их "достижения-закрепления". В целом 1С спокойно почивает на лаврах победителя рынка, а как еще объяснить этот застой. Возможно я ошибаюсь, и именно так выглядит стратегия "закрепления успеха". Все мы понимаем, что акцент сейчас на борьбе с SAP. Как бы то ни было, надо помнить о своих корнях, ведь на корнях держится и ствол и крона.
Для чего фирма 1С покупает компании
Для меня это загадка. Возможно она вкладывает средства, полученные от Baring Vostok, чтобы их не съела инфляция. Снаружи не видно никакого эффекта для самой 1С от этого процесса. Понятно что купленную компанию ждет некоторый подъем за счет увеличения продаж в партнерской сети. Но у меня сомнения, что самой фирме 1С это приносит какую-то ощутимую выгоду, кроме наращивая доли рынка.
Для чего покупают компании? Причин много, заработать, получить технологию, увеличить собственные продажи за счет слияния клиентских баз и кросс-продвижения, увеличить долю рынка, наконец просто - устранить конкурента и забрать лучших сотрудников. Да, сотрудники, которые уже добились успеха в одной компании, смогут повторить его и на другом месте.
Если 1С нигде не рассказывает что благодаря покупке какой-то компании, она чего-то добилась, то большая вероятность, что ничего сверхъестественного не произошло. Должно ли было произойти? Конечно! Иногда большая компания покупает маленькую, но с перспективным направлением и делает это своим основным бизнесом, как произошло это например у Parallels.
У меня такое впечатление, что после покупки фирмой 1С, компания которую купили замирает в экстазе. Кто-нибудь слышал об феноменальных успехах Астраханской компании Агент Плюс или Питерской Юми? После покупки фирмой 1С, они кажется вообще исчезают с информационного пространства. Исключением можно назвать 1С Битрикс, это компания, которая неоднократно делала прорыв, и продолжает делать его со своим Битрикс 24.
Кстати с Битриксом у меня создается впечатление, что если бы он был не в эшелоне 1С, то развивался бы намного быстрее. Потому что у него была бы возможность смело конкурировать с продуктами фирмы 1С, наращивая аналогичный функционал в своих собственных. Но когда один продукт компании развивается так, что может вытолкнуть другой с рынка, это называется брендовый каннибализм. Решением таких проблем можно заниматься когда проблема уже признана, тогда маркетологи начнут прилагать усилия по разведению брендов в разные сегменты. А на текущий момент, фирма 1С просто упреждает возникновение такой ситуации, нанося развитию продуктов Битрикса большой вред.
Есть еще неработающая из коробки интеграция продуктов Битрикса и 1С, она на мой взгляд должна тяготить обе компании, но эту проблему никто старается не замечать.
Территориальная привязанность партнеров 1С
Даже с появлением связи четвертого поколения ничего не меняется в части выхода региональных партнеров на центральные рынки обслуживания 1С в Москве или Санкт Петербурге и наоборот выход крупных партнеров в регионы. В нашу эпоху высоких скоростей, сегодняшняя модель территориальной привязанности клиента к исполнителю должна умереть, потому что это опровергает принципы интернета. А что, вы хотите использовать интернет чтобы найти исполнителя на соседней улице? Это же смешно. Ищите сильных исполнителей в других городах, а не слабаков на соседней улице.
Что может предложить 1С, Fresh? Технологичность, практичность, доступность и удобство технологии fresh под большим вопросом. Иногда у меня создается ощущение, то 1С сама перестала верить в свой Фреш, настолько медленно он развивается. Разделитель баз и личный кабинет партнера это единственное, что получилось у фирмы 1С в этой технологии? Не смешите, у такой компании как 1С, должен быть такой прорыв в облачных технологиях, который сможет обеспечить устойчивый рост в последующие 10-15 лет, а где он?
Что должно измениться?
1. На текущий момент устаревает модель территориальной привязанности клиента к заказчику, на это надо реагировать.
2. Все обмены, выгрузки, загрузки - делаются устаревшим способом через файлы, а должны уже делаться через REST API. Я знаю что REST API уже есть. Вы им пользовались? Я пользовался. Чтобы им нормально пользоваться, разворачивание и публикация базы в облаке, как и доступ к развернутой базе должны измениться. То что существует на текущий момент напоминает ручные крутящиеся стеклоподъемники, вы давно их видели в автомобилях?
3. Кастомизация облачных баз несколькими удаленными программистами до сих пор оставляет желать лучшего.
4. Наблюдается рост интернет-торговли и повышение роли мобильных приложений, где реакция на это у 1С или Битрикса?
С кого могла бы брать пример фирма 1С?
И наконец главное, все видят как быстро меняется компания Microsoft. Чем был Azure несколько лет назад и чем он является сегодня? Как быстро поняла, а главное среагировала Microsoft на увеличивающуюся роль облачных приложений. Бросив умирать мобильное направление, Microsoft сконцентрировалась на Azure и не прогадала. У вас не возникает ощущения, что фирма 1С могла бы стать в России нашим "эйжуром"? Фирме 1С не привыкать копировать, но она имея для этого все возможности о PaaS почему-то не думает, а если и думает, то как всегда очень медленно. Думая как развить SaaS, который все никак не получается, 1С напрочь забыла что есть еще и PaaS, что мы знаем о действиях 1С в этом направлении?
Если не решатся эти вопросы, можно считать что 1С проиграла битву за облака. Вы скажете, какую битву, кто тут еще может биться? Если это невидно или непонятно, то через два три года вы увидите результат этой невидимой битвы. И боюсь он будет не в пользу 1С. Это произойдет потому что интернет-магазины сольются по функционалу с учетными системами предприятий. А в это время с интернет-магазинами очень успешно успевают интегрироваться Контур - Бухгалтерия, Мое Дело и другие не менее перспективные облачные сервисы по ведению бухгалтерского учета и сдачи отчетности в ФНС.
Таким образом выигрывая долю рынка в сегменте крупного бизнеса у SAP, 1С будет проигрывать в малом бизнесе маленьким игрокам. Почему это будет происходить? Потому-что 1С еще не всех скупила, и потому-что пресловутый 54 ФЗ гонит предпринимателей в облака. Этот последний фактор как грибной дождь, после которого вырастет очень много маленьких компаний, предлагающих свое решение по автоматизации розничной торговли в соответствии с 54 ФЗ. Конечно эти компании будут укреплять свои позиции, наступая на 1С. По моему скромному мнению в краткосрочной перспективе в деньгах фирма 1С скорее всего не потеряет, и именно из-за этой уверенности она в этой ситуации спокойна.
На момент написания статьи вышла информации о колоссальном прорыве компании АТОЛ. Она выросла за 2017 год по отношению к 2016 на 271,6% увеличив выручку с 3,5 млрд до 12 млрд рублей. А насколько выросла фирма 1С? На целых 14,5% притом что облачный рынок вырос на 20%. Мы же знаем, кто растет медленнее рынка, тот вообще не растет по настоящему.
Анонс. Скоро выйдет статья-предсказание, что нам покажет Битрикс 30 мая. Не переключайтесь =)
Если понравилось - ставь лайк, если очень - делись в соцсетях и подписывайся чтобы не пропустить новую статью.
.