Найти тему
Film pro

"Брат". Фильм, который снимали своими силами, используя личные квартиры, посуду, одежду и даже авто

фото с сайта kabankino.com
фото с сайта kabankino.com

Понять и полностью принять некоторые фильмы сразу невозможно. Но пересматривая через время — месяцы, годы — восприятие меняет окраску. К таким картинам относится и «Брат» Алексея Балабанова. Кстати, на момент его съёмок у режиссёра это был только третий фильм в его творческой биографии. А потом был ещё один, последний. Потом режиссёра не стало.


В этом фильме было всё необычно. Да и создавался в период развала старой системы существования, а к новой не пришли. Госкино не получало фактически денег на съёмки, обеднел фонд. Банки не выдавали кредиты «киношникам», а вдруг картина не вернет потраченные средства. В стране и умах творился хаос, что отражалось и на кинематографе.


И в этой нестабильности всё же решено было снимать фильм, ведь он был именно о новой ситуации в стране, но на примере главных героев. Данилу Багрова дали играть непрофессионалу Сергею Бодрову. Была некая заминка, но потом даже пробы не проводили.

фото с сайта obnovi.com
фото с сайта obnovi.com

Фильм начинается необычно. При погашенном свете в зале слышна песня «Наутилуса», а перед зрителем возникает окно в Петербург. Так реально! Ощущение присутствия в том месте, которое указано в кадре. Даже кинокритик И. Чувиляев подметил, в картине показан Петербург во всем многообразии тех годов.


Интересно то, что до выхода «Брата» на экраны началось отрицание выходивших в прокат отечественных фильмов. Все ударились в просмотр зарубежных картин с известными актерами. И когда он вышел в общий прокат, реакция зрителя была ошеломляющей — смотрели в кинотеатрах, на видео, переписывали с лицензионных дисков. В него поверили все, и последующие 15 лет до выхода «Брата-2» пользовался огромным успехом у разных категорий граждан.

фото с сайта krastorrents.net
фото с сайта krastorrents.net

Фильм под овации приняли и на Каннском кинофестивале, что невероятно, ведь это мирового значения мероприятие. Балабанов сумел «нажать на нужные кнопки» — показал то в фильме, что может затронуть внимание. В непростое для страны время через показ такого фильма прояснялась ситуация для зрителя зарубежного. Ведь Россию они воспринимают поверхностно, с изнанки. Гладильщиков позже сказал о режиссёре, как умело он сумел организовать возле себя зрителей, критиков, создал ажиотаж возле созданного детища.


Только вдуматься, эта картина стала участницей 80 фестивалей, на многих из которых завоевала призы. А после Канн «Брата» запросили в особый конкурс, куда брали только кассовые фильмы. На «Кинотавре» режиссеру и постановщику было вручено Гран-при, а Бодрова признали лучшим среди сыгравших мужскую роль.


Средства для съёмок фильма


Снимали картину на независимой киностудии, которую создали Сельянов и Балабанов за 5 лет до создания картины. Там сумели ещё что-то до этого и произвести. Денег никто не выделил на «Брата», снимали своими силами, используя личные квартиры, посуду, одежду и даже авто. Творческая группа понимала положение дел, при котором создавался фильм, и о средствах даже не говорили. Негде было взять. Но команда собралась дружная, нацеленная на результат. Все поверили в удачу и стремились изначально к этому. И сняли ведь быстро, наверное, потому, что ни от кого не зависели.

Зарплаты актерам выплатили только тогда, когда на фильме денег заработали. В целом на картина оценивалась в 50 тысяч долларов. Но в основном умудрялись сами выходить из положения.


И напоследок. Как написал один из зрителей после просмотра фильма, в картине точно воссоздана ситуация в Питере того непростого времени. Проблемы жилья показаны гротескно, грязные подъезды и парки. Голые деревья в дворах. И бесконечные мосты, как символ отношений между людьми. Все показано откровенно, призывающе к перемене. Тут много философских моментов, задуматься есть над чем.