- Применяя федоровское противопоставление «даровое-трудовое» к внешней природе и к внутреннему миру человека, к его душе – получаем типологическую матрицу с наполнением «Человек толпы», «Царь природы/Отшельник/Йог», «Венец цивилизации», «Выкидыш». Дополнив матрицу измерением человеческой телесности - получаем типологический куб с дополнительными персонажами: «Культурист», «Слязняк технополиса», «Гений выживания», «Богочеловек».
- Отец Павел Флоренский, вслед за Эрнстом Каппом, развивал в философии техники идею органопроекции, трактующей любые орудия как продолжением человеческих рук, глаз и слуха. Фактически же, а с развитием капитализма в особенности, мы наблюдаем перевернутую ситуацию: человек сам становится продолжением орудия, придатком машины и ее деталью. Речь не только о технике в узком смысле слова: люди оказываются также деталями мегамашин, т.е. собранных из «функционирующих людей» организаций. Прогрессирующее разделение и узкая специализация сначала отделяет мысль от дела, а затем и дело от смысла. Вопрос об отчуждении труда наиболее детально проработан Марксом, в ранних рукописях которого не только ставится проблема, но и задается прицел на поиск путей ее решения. Вернадский переформулировал эту мечту в понятии техносферы, смысл которой - в возвращении человеку утраченной им власти над "второй природой".
- Институт науки в том виде, в котором он существует сегодня, явно устарел. А возможно - он изначально был "исторической ошибкой цивилизации". В наше время академический мир по большей части являет собой унылый плод изоляции мышления от жизни и ее реальных практических задач. Очень часто такая изоляция, отсутствие "обратной связи" от внешнего мира, отсутствие ответственности - ведет к вырождению и исчезновению самого мышления в науке. Вспомним, сколько за последние 40 лет написано монографий и защищено диссертаций, не имеющих не только практической ценности, но даже и элементарного смысла. А ведь в более ранние эпохи, еще до возникновения науки, мышление было неотъемлемой частью решения задач, от которых действительно зависела жизнь и смерть тех, кто был вынужден мыслить - землепашцев, воинов, мореплавателей, строителей.
- В отличие от орудий, которые ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ из материала внешней природы, новые органы человеческого сознания ВЫРАЩИВАЮТСЯ из собственной психики человека, равно как и новые двигательные и силовые возможности ВЫРАЩИВАЮТСЯ из его собственной телесности. В отличие от орудий, выращенный орган, будь то орган тела или орган сознания, не может быть передан другому человеку. Человеку можно помочь вырастить нечто в себе, и в этом смысл образовательно-педагогической практики. Но в любом случае каждый создает для себя такие органы сам, путем своего собственного усилия.