Мы привыкли ассоциировать Гоголя с чем-то неземным, мистическим, но никак не с историями о любовных страстях.
В биографических описаниях Гоголь описывается как закоренелый холостяк, который вел аскетический образ жизни и сознательно отказался от земных радостей во имя служения прекрасному.
Между тем в недавно вышедшем на экраны сериале о Гоголе перед нами предстал совершенно иной писатель: способный на глубокие чувства к прекрасной даме, которую авторы фильма воплотили в образе графини Елизаветы Данишевской.
Существовала ли она в действительности? И находилось ли место любовным переживаниям в сердце Гоголя?
Николай Васильевич рос любимчиком матери – единственный сын в семье, в окружении трех сестер. С самого детства он создал себе некий идеал богини, внеземной женщины, ближе всего к которому, наверное, была его мать: он называл ее «божеством, которое слегка было облачено в страсти человеческие».
По всей видимости, утонченный романтик Гоголь боялся сближаться с женщинами, не желая испытать разочарование, познав их далеко не идеальную сущность. Он предпочитал лишь издалека восхищаться образом прекрасной дамы, возведенным на пьедестал.
И все же, в его биографии проскальзывали моменты, когда чувства овладевали им.
В 1829 году Николай Васильевич вдруг спешно покинул Петербург и выехал за границу. По сей день исследователи его жизни не могут найти тому разумного объяснения. Мать Гоголя получила от него очень странное письмо, которое сплошь состояло из путаных, незаконченных фраз.
Он говорил о женщине, которую бог послал, чтобы разрушить его хрупкий мир, который он так кропотливо выстраивал долгие годы. Имени он не называл, упомянув лишь, что она слишком «высока для него» и терзаемая душа его стремится к странствиям.
По всем признакам это было похоже на первую несчастную любовь, которую пережил великий писатель. Имя той таинственной возлюбленной, к сожалению, навсегда скрылось в глубинах истории.
Спустя много лет судьба свела Гоголя с семьей Виельгорских. Несмотря на то, что положение в обществе явно было неравным (Виельгорские происходили из знатного аристократического рода и были приближены к императору), в их доме Гоголя всегда принимали очень тепло и радушно.
Существует версия о том, что Николай Васильевич всерьез увлекся младшей дочерью Виельгорских – Анной Михайловной. Они подолгу беседовали о литературе, искусстве, юная Анна всегда советовалась с писателем по волнующим ее вопросам и очень дорожила его мнением.
Влюбленный Гоголь пошел на безумный по тем временам шаг – попросил у родителей руки Анны Михайловны. Конечно же, те деликатно отказали: несмотря на свои либеральные взгляды, Виельгорские все же не могли позволить себе породниться с бедным писателем.
Гоголь прекрасно понимал, что между ним и Анной была целая пропасть, а посему смиренно признал, что женитьба – не его удел на этой земле, его призванием было служение музе искусства. Анна же впоследствии сделала удачную партию – вышла замуж за князя Шаховского.
Другой женщиной, опалившей сердце романтичного писателя, стала Александра Осиповна Смирнова-Россет. Она состояла фрейлиной при императорском дворце, славилась не только своей красотой, но и живым умом и непревзойденным природным очарованием.
Многие известные литераторы того времени преклонялись перед ней: Вяземский, Жуковский, Пушкин. Александр Сергеевич даже посвятил ей стихи: «Она мила – скажу меж нами, придворных витязей гроза…».
Гоголь был влюблен в Александру Осиповну – в этом были уверены многие из его близкого окружения. Любовь его была неземная, платоническая. Он писал Александре нежные, трогательные письма, полные восхищения и теплоты, подпись была всегда многозначительной: «влюбленный без памяти в Вашу прекрасную душу».
В этом был весь Гоголь… Вскоре Александра Осиповна покинула Петербург, выйдя замуж за калужского губернатора, Николая Смирнова.
Последней женщиной, которая оставила свою отметку на жизненном пути Гоголя, стала Мария Синельникова, его двоюродная сестра.
После несчастливого замужества вся семья поддерживала Марию, в т.ч. и Николай Васильевич всячески старался утешить кузину добрым словом. Мария полюбила этого искреннего, благородного человека с чистой душой.
Она писала ему письма, полные любви и нежности, которые Николай Васильевич никогда не оставлял без ответа. Но чувства так и не нашли взаимности: буквально через пару лет Гоголь ушел в мир иной, оставив Марию наедине с незабываемыми моментами их общения.
Как видно, никакой Елизаветы Данишевской в жизни Гоголя не было, этот персонаж – не более, чем выдумка сценаристов.
Возможно, это собирательный образ всех тех прекрасных женщин, которые когда-то действительно заставляли биться сильнее сердце самого мистического и романтического писателя…