Психологическое развитие
Самый главный итог первого года жизни Вашего малыша, в психологическом плане – это формирование понимания окружающего мира, начало доверия к нему и ощущение безопасности. В зависимости от обстановки в семье, у ребенка формируется понимание, какой мир его окружает – холодный и злой или принимающий, помогающий и дающий возможности. Если потребности ребенка игнорируются, а родители отстранены эмоционально, ребенок будет расти с мнением, что хорошего ждать от этого мира не стоит – а это черевато неуверенностью в себе, депрессиями и другими проблемами взросления.
Еще одна важнейшая вещь- формирование привязанности к взрослому, который имеет значение в жизни малыша. Одно из главных открытий возрастной психологии 20 века : основополагающим для развития младенца фактом является наличие в его мире заботящегося взрослого, с которым возникает тесная взаимосвязь. Психологический комфорт и тепло важнее простого удовлетворения физиологических нужд. Для ребенка это жизненно важно – науке широко известны печальные случаи проявления «госпитального синдрома», когда воспитывающиеся в детских домах дети, получающие хороший уход и питание, но не имеющие возможности эмоционального контакта и связи, болели и умирали гораздо чаще своих сверстников, живущих с родителями.
Эмоциональная сфера
В первый год жизни закладывается основа эмоционального развития ребенка. Этот год во многом определяет, каким будет его эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, сформируется ли у него эмоциональная устойчивость, будет ли он способен понимать и принимать свои и чужие эмоции.
Младенцу крайне необходимо чувствовать тепло, любовь и заботу. Это обеспечивает его правильное развитие и способствует формированию устойчивой основы личности. Общение с близким взрослым, телесный и эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера дают ребенку чувство безопасности.
Это вовсе не значит, что родители должны всегда быть радостными и излучать постоянно только позитив. Полезнее проживать эмоции и выражать их правильным, не травмирующим малыша способом.
Ребенок естественным путем знакомится со всем спектром чувств и эмоций, учится определять их сначала у взрослых, а затем, в дальнейшем, у себя, реагировать на них адекватно и правильно обходиться с ними.
Способность понимать чужие эмоции и сопереживать, то есть эмоциональный интеллект, тоже начинает закладываться именно в младенчестве.
Задача взрослых – постепенно научить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их. Для этого сначала их нужно - перерабатывать самим, оставаясь при этом устойчивым и спокойным, говорить и помогать ребенку с ними справиться. Постепенно малыш научится делать это сам.