Найти тему
Мамские истории

Настя (Зарисовки из школьной жизни)

Ее звали Настя. Это была маленькая неуклюжая девочка, которая все делала невпопад. Она могла запеть на уроке, громко рассмеяться, когда весь класс сосредоточенно работал, или попроситься выйти из кабинета и долго бродить по школьным лестницам, заглядывая во все уголки. Сверстники недолюбливали ее и считали странной, поэтому подруг у нее не было.

Ее мама работала в нашей школе на должности психолога или социального работника, не помню уже точно. Она привлекала всеобщее внимание особенным отношением к своему внешнему виду. Вещи подобраны своеобразно, но со вкусом. Тщательно уложенные волосы, яркий макияж. Настя с ней рядом смотрелась чужой девочкой. Лежащие легкими складками на стоптанных туфлях колготки, школьное платьице с обязательными пятнами и почему-то всегда растрепанные волосы.

Мама иногда заходила ко мне после уроков, чтобы поговорить о своей дочке. Нет, не об ее успехах, к отсутствию которых она привыкла. Возможно, она даже и не ждала их никогда. Мама любила рассказывать о том, как ей трудно с Настей. Какая она замкнутая, упрямая и своевольная. Как сложно дождаться ее из школы, потому что девочка бродит часами по городу, какая она неорганизованная и нелюбопытная, как не хочет учиться.

И еще она обязательно рассказывала историю о землетрясении на Сахалине, почти в эпицентре которого они оказались. Мама отправила пятилетнюю дочь в детский лагерь. Когда она была там, случилось землетрясение. Физически обе не пострадали, но так получилось, что мать добралась до ребенка не сразу. Не знаю, по какой причине. Настя была в глубоком шоке. Не разговаривала, смотрела в одну точку и часто плакала. После этого семья уехала на материк и оказалась в нашем городке.

Кажется, вот и причина «странности» девочки. Никто не виноват, «его величество случай», так сказать. Мама всегда старалась вызвать своим рассказом сочувствие, показать, как печется о своем ребенке. Только со временем в глаза все чаще стали бросаться нестыковки между словами матери и ее поступками. Она всегда держалась на расстоянии от дочери, не было между ними и тактильного контакта.

В присутствии матери Настя всегда была настороже, в полной готовности защищаться. Постепенно я узнала, что мужчина, которого она называла папой, на самом деле не отец. Это был очередной муж ее матери. Увы, история банальна. Женщина активно устраивала личную жизнь, а ребенок ей мешал. Всегда. И в тот злополучный лагерь маленькая Настя попала только потому, что мешала. Видимо, она всегда это знала и чувствовала.

На тот момент мама была вновь замужем и беременна вторым ребенком. Позже родился мальчик. Незадолго до его рождения супруги приобрели новую квартиру и сделали перепланировку. Так, чтобы в одной ее части получить полностью изолированную спальню, а в другой, максимально удаленной, детскую комнату. Там и поселилась Настя с маленьким братом. Девятилетний ребенок нянчил младенца, укачивая его даже по ночам, и просто светился от счастья.

А еще Настя рисовала. На уроках изо она преображалась. Таких работ я не видела никогда. Каждая из них была маленьким шедевром с особым настроением. Чаще всего девочка изображала море, которое очень любила. Удивительными выходили и различные поделки, которые она вдохновенно изготавливала на уроках технологии. У нее были золотые ручки.

Каково же было мое удивление и шок, когда мама однажды в разговоре заявила, что запрещает дочери дома заниматься поделками. От них слишком много мусора. Мы долго разговаривали тогда с матерью. О Насте, о ее страсти к творчеству, возможности выразить себя. Не знаю, поняли ли мы друг друга.

А потом Настя упала. Было начало декабря. Гололед, скользкие сапожки, неуклюжая девочка. Все оказалось серьезно. Сотрясение и строгий постельный режим в больничной палате. Как она переживала, что не попадет на новогодний праздник! Не потому, что ей хотелось покрасоваться в красивом платьице. На утреннике давали подарки. Конфеты, много конфет. Она их очень любила и никогда не ела вдоволь.

Мы с детьми решили устроить Насте праздник. Это было не очень просто, ведь девочку в классе не любили. Мы решили написать ей письма. Каждый написал что-то свое и… принес сладости. Я об этом не просила, ребята так решили сами. Получился большой пакет с вкусностями и около двадцати записок. Девчонки разрисовали свои послания сердечками и снежинками, украсили наклейками. Я потихоньку развернула их все и прочитала, чтобы не попалось вдруг обидного письма. Как здорово, что таких не оказалось. Ни одного.

Мы передали Насте наш пакет накануне новогодних праздников. Реакцию ее мы не увидели, в больницу не пустили, но пришла ее мама и передала большое спасибо от дочери. А потом, немного ошарашенная, рассказывала мне, как была рада Настя. Как не верила, что одноклассники действительно думают про нее и желают скорейшего выздоровления. И девочка на удивление быстро поправилась, пришла в школу немного другой. Отношение детей к ней стало более доброжелательным. Но «хэппи энда», к сожалению, не случилось. Вскоре в поисках лучшей жизни они уехали в другой город. Больше я о них ничего не слышала.

Почему так бывает, что родители не любят своих детей? Вряд ли кто-то знает ответ на этот вопрос. Только такому ребенку плохо, очень плохо. Нелюбимый, лишний, чужой… Насте повезло, что она умеет выразить свои чувства в творчестве. Очень хочу надеяться, что жизнь ее не сломает, и когда-нибудь я еще увижу ее работы.