Оказывается, прототип одного из героев культового романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» не только жил на самом деле, но и родился в Гоа. Это аббат Фариа.
Помните старика-сокамерника Эдмона Дантеса, который за семнадцать лет заключения научил его иностранным языкам, истории, философии и указал, где зарыты несметные сокровища? Вот о нем и речь.
Хосе Кустодио де Фариа родился в столице Гоа Панаджи в 1756 году. К тому времени Гоа уже более двухсот лет был португальской колонией. Мать аббата была португалкой, отец Каэтано де Фариа происходил из древнего рода индийских брахманов – жрецов Шивы, однако, как и все представители гоанской элиты принял католичество. Впрочем, это не мешало ему как заниматься ведическими практиками (он был мастером йоги), так и стать священником при Церкви непорочного зачатия.
Когда Хосе исполнилось 15 лет, он отправился с отцом в Италию, где получил богословское образование. А потом они переехали в Португалию, где Фариа-старший стал ни много ни мало исповедником королевской семьи, а младший – священником при королевской церкви. Однако гоанские корни дали о себе знать, и вскоре аббата Фариа обвинили в заговоре с целью освобождения Гоа от португальского протектората. Первый срок Фариа отбывал в лиссабонской тюрьме, откуда через три года ему удалось бежать в Париж.
В Париже опальному священнику пришлось как-то зарабатывать на жизнь, и он вспомнил свои ведические практики. Открыл что-то вроде салона, где преподавал французской знати йогу. Это очень не понравилось французскому духовенству, и Фариа посадили в Бастилию. Там он просидел всего несколько месяцев, однако отсидка даром не прошла – от скуки он изобрел там стоклеточные шашки, с чем и вошел в историю. А освободила его Французская революция 14 июля 1789 года, когда народ штурмом взял Бастилию.
На свободе предприимчивый аббат сразу понял, за кем историческая правда, и стал рьяным революционером. Командовал отрядом санкюлотов - вооруженных бедняков. Потом переехал в Марсель, где увлекся научными экспериментами первого в мире гастролирующего гипнотизера Франца Месмера. Тогда слова «гипноз» еще не было, свои способности Месмер называл «природным магнетизмом». О нем говорили как о волшебнике, который может заставить любого почувствовать жар или холод, услышать шум волн и все такое. А Фариа, потренировавшись у Месмера, соединил полученные знания с ведическими и стал отцом современной гипноз-терапии. Говорили, ему было достаточно взглянуть в глаза человеку и сказать «Спи», и тот засыпал. Только Фариа, в отличие от своего учителя, применял гипноз для других целей – лечения помешательства, извлечения глубоких воспоминаний, избавления от депрессий и так далее. Очень скоро он превзошел своего наставника, и о нем заговорили далеко за пределами Франции.
И вот тогда его посадили действительно в замок Иф, как описано у Дюма, и он на самом деле просидел в одиночной камере 17 лет. Зато он написал там книгу, которую до сих пор изучают студенты медицинских вузов, - «О причине ясного сна». Проще говоря, учебник по диагностическому гипнозу.
Во Франции о нем сложено множество легенд, неудивительно, что Дюма заинтересовался этой выдающейся личностью. Например, про него говорили, что в тюрьме он развлекался, вводя в транс надзирателей, и спокойно гулял по всей территории замка. Но бежать не мог, так как был уже стар, а замок Иф, как известно, находится на острове.
Из тюрьмы вышел глубоким стариком, последние годы прожил в деревне, работая сельским священником. Умер в 1819 году.
А в 1945 году на его родине в Панаджи ему поставили памятник: высокий монах простирает руку над загипнотизированной женщиной. Памятник является одним из главных символов столицы Гоа и популярным туристическим объектом.