Найти в Дзене
Траковский

Высокий моральный дух

Боевое дежурство, МиГ -23М. Нас двое, один в готовности № 2, восемь минут от команды на вылет до уборки шасси. Второй в готовности № 3 - десять минут. Так везде, от самых окраин, до центра страны. Только степень готовности к вылету по текущей обстановке, у всех разная.

Дежурный домик на аэродроме. Я старший дежурной смены. Второй летчик - мой подчиненный, балабол и весельчак. Дежурный по приему и выпуску самолетов на рабочем месте - на СКП. Два техника и механики - вот и весь личный состав.

Смотрим в ленинской комнате фильм по телевизору. Звонок, беру трубку. Начальник политотдела полка интересуется делами на дежурстве и предупреждает о том, что неожиданно из самой Москвы приехал генерал. Он собирается посетить нас. Необходимо быстренько подготовится, убрать все лишнее, недурно было бы повторить требования приказов и порядок своих действий по тревоге. И вообще, необходимо произвести благоприятное впечатление на генерала из столицы. По его словам минут сорок у нас есть. Я тут же сообщил это подчиненным и все принялись, наводить «лоск в помещениях и на стоянке», так выразился мой ведомый.

Подъехал Уазик, из него вышли начальник политотдела, и сухощавый старик в генеральской форме с красными лампасами. Вошли, команду «смирно» на боевом дежурстве не подают, не положено. Дневальный громко вызвал старшего летчика на выход. Я вышел с таким видом, что визит генерала для нас - полная неожиданность, доложил, сопроводил гостей в ленинскую комнату, представил генералу своих офицеров.

Генерал посмотрел на личный состав, на телевизор, и спросил у моего ведомого: «Как часто вам приходиться сидеть в кабине в готовности к вылету?» Старший лейтенант ответил. Генерал продолжил расспросы и старшего лейтенанта «понесло». Он поведал генералу о том, что сидя в кабине в готовности № 1, он всегда смотрит новости на экране радиолокационного прицела и в курсе последних событий в стране и в мире. Благо, что самолеты стоят носом в сторону телевышки, антенну чуть подстроил по направлению и сигнал хорошего качества.

А в это время на нашего начальника политотдела жалко смотреть, он жестами, мимикой, всеми телодвижениями стремится остановить старшего лейтенанта, который все понимает, но продолжает вдохновенно сочинять. Генерал с самым серьезным выражением лица слушает монолог старшего лейтенанта, изредка кивает головой.

Наконец рассказчик замолчал, начальник политотдела застыл с каменным лицом. Я заметил у генерала веселые искорки в глазах во время монолога старшего лейтенанта. Начальник политотдела этого не видит, он сбоку и за спиной генерала, я стою напротив и вижу лица всех присутствующих. Мне понятно, что происходит. Начальник политотдела грозит мне кулаком из - за спины проверяющего, с моей стороны - полное безразличие к его визуальным сигналам. Я вижу сдерживаемый смех своих техников и механиков, они то же все понимают.

Генерал обратился ко мне: «С вашего разрешения я осмотрю помещения и стоянку техники». Я не возражал, сопроводил его по помещениям, отвечал на его вопросы. Начальник политотдела молча шел за нами, хмурый и злой. Стоянку техники генералу показывал старший техник. Потом гости уехали.

Умный человек этот генерал! Судя по возрасту и орденским планкам на груди лихо воевал с немцами в молодости.

На следующий день меня вызвали в политотдел. Я подумал, что будут «стругать», за вчерашнее «недоразумение» в дежурном звене, приготовился к неприятному разговору. Вышло все наоборот. Оказывается, генерал поблагодарил начальника политотдела за высокий уровень готовности и моральное состояние личного состава дежурных сил.

Вот такой нетипичный для нашего начальника политотдела полка случай, потому и запомнился. Обычно он не терпел подобных шуток относительно себя, а тут даже поблагодарил. Стареет видно, люди с возрастом становятся мудрее. Так должно быть, но не всегда бывает, к сожалению.