ВОЛК
Давным-давно, когда люди и звери еще говорили на одном языке, жил на земле добрый пастырь. Был он скорее не добрым а бесхарактерным. Такую бесхарактерность люди часто путают с добротой, хотя, несомненно, добрым он тоже был. И была у него отара овец, которые, кто как мог, пользовались его бесхарактерность. Овцы норовили разбрестись по лесу, и ему приходилось ночи напролет ходить и собирать их в отару, а иной раз нападала на них лень, и тогда пастырь сам собирал для них траву. Издевались овцы над ним, как хотели. К тому же, будучи практически без присмотра, часто попадали они в неприятности, болели, а то и просто нападал на них мор. И как пастырь с ними не мучился, стадо все сокращалось и сокращалось. Стоило же ему выйти в деревню или просто оказаться на людях, как все тут же начинали смеяться над ним. Смотрите, - кричали люди, - вон идет чудо-пастырь, которого любая овца пасти может.
Шел как-то пастырь по лесу, вдруг видит: глубокая яма, а в яме волк. Совсем уже силы потерял от голода, давно, видать, в яму попал. Сжалился пастырь над волком. Вытащил его из ямы, принес домой. Накормил, отогрел.
-Чем я могу тебе отплатить? – спросил пастыря волк.
-О какой плате ты говоришь! Не ради платы я помог тебе.
-У тебя усталое лицо и печальный взгляд. Скажи, что тревожит тебя, вдруг я смогу помочь?
-Вряд ли ты сможешь мне помочь.
-Тогда расскажи, чтобы просто облегчить душу.
-Ну хорошо, - сказал волку пастырь и рассказал ему о печали своей.
-Я могу тебе помочь, - сказал волк, немного подумав, - но тебе придется отдать мне пол стада.
-Лучше потерять пол стада, чем все, - решил пастырь и дал волку добро.
-Только ты должен сделать все, что я тебе скажу, - предупредил пастыря волк.
Утром, когда все проснулись, выяснилось, что волк убежал в лес, задрав перед этим самую жирную овцу. Проклял пастырь волка, объявив его злом, да на этом дело и кончилось. Только повадился волк овец драть. Если не в отаре, так в лесу обязательно кого-нибудь задушит. Испугались овцы не на шутку, побежали к пастырю, а он только руками разводит. Я вас предупреждал, говорит, что такая ваша жизнь до добра не доведет. Поняли овцы, что без пастыря ждет всех их смерть, каяться начали. Спаси нас, говорят, а мы на тебя, как на бога молиться будем. Пообещали овцы во всем пастыря слушать, и стало у него стадо самое лучшее в деревне, а если какая овца и начинала артачиться, так от нее только рожки и ножки оставались.
РЫСЬ
Великая богиня Деметра, дающая плодородие земле, сама научила людей, как возделывать хлебородные нивы. Она дала юному сыну царя Элевсина, Триптолему, семена пшеницы, и он первый трижды вспахал плугом рарийское поле у Элевсина и бросил в темную землю семена. Богатый урожай дало поле, благословленное самой Деметрой. На чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, Триптолем по повелению Деметры облетел все страны и всюду научил людей земледелию.
Был Триптолем и в далекой Скифии у царя Линха. Его тоже научил он земледелию. Но гордый царь скифов захотел отнять у Триптолема славу учителя земледелия, он захотел присвоить эту славу себе. Линх решил убить во время сна великого Триптолема. Но Деметра не допустила совершиться злодеянию. Она решила покарать Линха за то, что он, нарушив обычай гостеприимства, поднял руку на ее избранника.
Когда Линх ночью прокрался в покой, где мирно спал Триптолем, Деметра обратила царя скифов в дикую рысь в то самое мгновение, когда занес он над спящим кинжал.
Скрылся в темных лесах обращенный в рысь Линх, а Триптолем покинул страну скифов, чтобы, переносясь из страны в страну на своей чудесной колеснице, учить людей великому дару Деметры - земледелию.
МЕДВЕДЬ
На берегу тихой реки жил когда-то очень веселый и общительный мельник. К нему на водяную мельницу съезжались люди из близлежащих сел и городищ. Они привозили на подводах мешки с зерном, а назад везли - с мукой. А пока мелется их рожь или пшеница, то насмеются уж крестьяне от души, ибо весьма большой затейник и шутник был тот мельник; еще и медом полакомятся, который сам Мельник извлекал из дубов.
Как-то летним днем крестьяне свозили снопы с поля, поэтому у мельницы не было ни одной телеги. Только грустно шумела вода на лотках мельничного колеса. Мельник скучал: работы не было, людей тоже. И вдруг кто-то приближается к кладке. Присмотрелся: некий старец идет.
Ага, вот я его и напугаю! - мелькнула мысль.
Метнулся к своему дому, схватил кожух, вывернул его наизнанку, надел на себя, еще и на голову натянул лохматую шапку. Тихонько вышел из дома и спрятался за стволом дряхлой ивы. Только старец поравнялся с ивой, как мельник выскочил из-за ствола, поднял руки и закричал зверски.
А "старец" совсем не испугался. Потому что это был сам бог Сварог. Только гневно сверкнули глаза, и он спокойно сказал:
Эх, дурень, так и будешь ты реветь весь век. И ты, и весь твой род. А чтобы ты не пугал даром людей, поведу я тебя в глухие леса. Ничего, проживешь: дупла с медом и там есть.
И прирос кожух к телу мельника, а сам он превратился в неуклюжего большого лохматого зверя. Больше всего этот зверь любил мед. Поэтому люди и назвали его медведем