Термин «социальная дезадаптация» появился относительно недавно в научных источниках. Он трактуется как нарушение взаимодействия личности с социальной средой.
Многие советские учёные рассматривают данный процесс, как психо – социальный, который определяется современной ситуацией в обществе.
В данном случае, школьная дезадаптация проявляется в невозможности подростка к выполнению поставленных перед ним учебных задач, социально – психологической скованностью, поведенческими критериями, и другими, без которых, по сути, сам подросток не может встать на позицию ученика и школьника.
Было экспериментально доказано, что явление школьной дезадаптации носит приобретённый характер, источником возникновения которого является неосознанное подкрепление взрослыми и школьными учителями и поддержка подростков, обладающих конформным поведением.
Главной характеристикой современной школы является наличие подавляющего большинства соматически ослабленных подростков и детей, которые обладают высокой мотивацией к учебной деятельности. При этом, наблюдается социальная и психологическая деформация школьной среды, которая, прежде всего, обусловлена социальной дестабилизацией социума.
Научные источники говорят нам о том, что школьная дезадаптация подростков по природе делиться на стабильные, временные и нестабильные формы.
Стабильная школьная дезадаптация может возникнуть в случае, если у подростка имеются ярко выраженные акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушения эмоциональной сферы, нарушения волевой сферы и нарушения эмоционально – коммуникативной сферы личности.
Временная школьная дезадаптация проявляется в психических и физиологических сферах кризисных периодов развития подростка, а также в самом процессе кризиса переходного возраста.
Помимо этого, советские психологи и учёные – педагоги заметили, что существуют ещё и две формы социальной адаптации, то есть активная адаптация и пассивная адаптация.
При наличии первого вида адаптации, подросток будет стремиться активно включаться в процесс собственной социализации и вносить коррективы в социальную среду свои присутствием.
При проявлении второго вида адаптации, подросток не сможет осознать ценности, оценки, нормы поведения при взаимоотношениях с окружающими, он не сможет внести какие –либо изменения в социальную ситуацию, что может стать причиной проявления различных девиаций.