Ты дебил, имбицил, идиот. Согласитесь, звучит очень обидно. Поэтому эти медицинские термины уходят в прошлое. И сегодня это называют деменция, олигофрения, умственная отсталость. В этом есть свои различия, не буду вдаваться в подробности. Буду называть это умственной отсталостью.
В чем суть заболевания? Чем оно характеризуется? Это неполное развитие психики, которое имеет свое отражение в нарушении интеллекта, вызванное различными заболеваниями головного мозга, какими-то травмами. Четыре степени по МКБ-10 мы можем наблюдать: от первой степени (легкая), когда люди более-менее социально адаптированы, до четвертой (глубокая), когда состояние крайне тяжелое, человек никак не может себя обслуживать. Таких детей чаще всего отдают в интернаты, где они могут погибнуть без тщательного ухода.
Молодые мамочки чаще отказываются от таких детей. А вот возрастные, у которых до этого не было детей, никогда не отказываются. Наоборот, такая мать берет ответственность за свое дитя. Ребенок поздний, она его очень хотела, ждала, она вовлекается в воспитание с головой и достигает хороших результатов.
Люди с легкой степенью олигофрении адекватные люди, могут получить среднее специальное образование и жить вполне себе полноценной жизнью. Естественно, в школе они плохо учились, с трудом воспринимали информацию. Могут работать на простых должностях: водители, официанты. Понятно, что высшее образование им недоступно. Про них интересно рассказать: прежде всего страдает мышление, оно скудное, конкретное. Тяжело понимают юмор, все понимают буквально. Моторика нарушена. И чем глубже степень олигофрении, тем сильнее нарушаются все стороны психической деятельности. Страдает речь, память, воля. То есть, даешь задание пациенту, а он его не делает. Потому что прежде всего у человека страдает воля, он не может взять себя в руки. Они в это заигрываются, «косят по дурака». Такой пациент утрирует то, что у него есть. Он выбирает это как способ продемонстрировать эту беспомощность. Близким с ними очень тяжело, потому что, когда это 3 или 4 стадия, то Вы все выходки прощаете. Перед Вами инвалид. А вот, например, легкую форму олигофрении сложно диагностировать. Ну учиться ребенок плохо, ну бесит всех, раздражает. Его воспринимают как бедового родственника, потому что это все это не диагностировано осталось. Соответственно, этот человек живет с очень заниженной самооценкой. Представьте, что Вы съели препарат, который притупляет Ваш мозг. Вы понимаете, что это временно. Вас бесит, что-то мозг у окружающих быстро соображает, а у Вас вязкий, тугой, ничто Вас не спасает. У Вас каша в голове. Но Вы знаете, что это пройдет, поспите, протрезвеете. А у пациента с олигофренией это состояние останется. Он понимает, что мир живет семимильными шагами, а он застрял в этом состоянии. У него в жизни ничего не происходит. Такие люди даже могут впасть в депрессию из-за того, что не могут что-то сделать.
Таких пациентов не нужно подгонять, торопить, возлагать непосильных надежд. Он не сможет это вынести. Когда пациент с олигофренией приходит на психотерапию, ты вынужден чувствовать себя массовиком – затейником. То есть, беседа с человеком, у которого 2 или 3 стадия будет происходить в форме разговора с очень старенькой бабушкой, которая плохо слышит, понимает. Приходится говорить очень элементарными простыми словами. Это тяжело. Нет обратной связи, ты вынужден как клоун в детском садике что-то демонстрировать и показывать.
С легкой формой тоже тяжело работать. Поскольку, часто нарушена познавательная деятельность, мышление, память и так далее, ты вынужден брать на себя утрирование информации.
Психотерапия:
Таких пациентов лечит целая команда специалистов: терапевты, неврологи, психиатры, логопеды, клинические психологи. Пациент по жизни проходит психотерапию. Так как олигофрения влияет на многие сферы деятельности человека и может провоцировать осложнения, к решению проблемы надо подходить комплексно. Один специалист в поле не воин.
Психотерапия занимает колоссальный процент в лечении олигофрении. Ребенок постоянно должен посещать психолога. Рисовать, лепить, развивать мелкую моторику, шить, строчить. Все элементарные вещи нужно развивать. Если с пациентом действительно заниматься, то он может показывать очень и очень хорошие результаты.