Политическая турбулентность заставляет участников быстрее проявлять свое лицо и заботиться о конкурентных преимуществах.
Два научных фонда страны – Российский научный фонд (Хлунов) и Российский фонд фундаментальных исследований (Панченко) решили «поделить поляну». Конечно, каждый из них хотел бы поглотить другого и стать Фондом научного всевластия, однако, и Хлунов, и Панченко – тертые в чиновничьих играх калачи. Оба хотят продемонстрировать уникальность и, следовательно, нужность именно своей организации.
Российский научный фонд развивает тему «науки молодых». Ключевым проектом с таранным пиаром является Президентская программа. Та самая, которая наполовину «обременение» молодыми, а на вторую половину – отнюдь не способствует их взаимодействию с ведущими учеными. Также РНФ рейдерил бренд мегагрантов, однако поручения Путина расставили все на свои места. Таким образом, для РНФ остается только молодежная тематика, которую, тем не менее, он не может полностью приватизировать, поскольку это дело общегосударственное.
Российский фонд фундаментальных исследований идет в регионы. Именно региональные программы – это то уникальное, что присуще исключительно РФФИ. Его руководство не упускает возможность «сорвать хайп», проявляя недюжинную смекалку – линейки грантов по арктической проблематике и совместно с Чечней свидетельствуют об этом. РФФИ играет на очень важной теме софинансирования программ и проектов со стороны регионов, которое должно стать интегральной частью реализации Стратегии НТР.
Остальные линейки грантов у обоих фондов сложно назвать уникальными. Остается посочувствовать и Хлунову, и Панченко – в своем стремлении продемонстрировать уникальность и незаменимость они все больше акцентируют внимание на полной взаимодополняемости фондов. Это делает все более вероятным их слияние.
Воспрепятствовать формированию единого научного фонда может разве что тяга руководства страны (а это и АП, и будущее Миннауки) к некоему консерватизму и сохранению правил игры в грантовой сфере на фоне серьезных трансформаций. С другой стороны, если не сейчас сливать фонды – то когда?