В конце апреля 997 года к берегам Пруссии пристало небольшое суденышко. В нем находились несколько человек - христианский миссионер Адальберт Пражский и его спутники. Миссия прибыла на земли диких пруссов с благой целью: познакомить язычников со словом Божьим.
Однако с самого начала у христиан не задалось. Пруссы отнеслись к иноземцам в лучшем случае настороженно, а то и враждебно. Им вполне хватало своих богов, главным из которых был Перкунис, проливающий дождь и метающий убийственные молнии. Едва сойдя на берег и встретив первых пруссов, Адальберт получил по голове веслом - только за то, что достал Евангелие и начал что-то говорить о спасении души. Пруссам нужно было золото, в крайнем случае серебро, а что касается души, тут у них были свои варианты.
Адальберт бродил от селенья к селенью несколько дней, пока не зашел - то ли случайно, то ли намеренно (кто сейчас это скажет?) - в священную рощу, куда христианам путь был заказан, и даже имел неосторожность прикоснуться к Большому дубу - главному дереву пруссов, которое и не деревом было вовсе, а - богом. Такого святотатства варвары стерпеть не могли, и в ночь на 23 апреля 997 года толпа пруссов с волчьими мордами на головах напала на Адальберта и его спутников, расположившихся на ночлег на берегу моря. Спутников не тронули, а миссионер был убит, причем весьма жестоко. Голову проповедника демонстративно насадили на копье, а тело сбросили в реку.
Впрочем, есть версия, что в священную рощу Адальберт не заходил, а погиб по другой причине. Был среди пруссов некто Сикко - то ли воин, то ли жрец. Незадолго до приезда Адальберта родного брата Сикко убили поляки, с которыми пруссы в то время ожесточенно воевали. "Миссионер приплыл из Польши, а значит его подослали к нам поляки", - сделал вывод Сикко. Выхватил копье и расправился с миссионером. Позже тело Адальберта выкупил польский князь Болеслав Храбрый, заплатив пруссам столько золота, сколько весила голова проповедника.
Как бы то ни было, но миссия Адальберта продлилась всего около недели и закончилась провалом. Нужны были другие проповедники, которые и появились в Пруссии, спустя полторы сотни лет после Адальберта. На их белых плащах были нашиты черные кресты, а в руке вместо Евангелия - меч. Но и у них всё складывалось со скрипом: рыцарям Тевтонского ордена потребовалось больше сотни лет, чтобы сделать Пруссию христианской.