Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Как американцы исследовали трофейные немецкие танки: заметки от 1944 года

В 1944 году в США собралось достаточное количество трофейной технике немцев, что бы сложить полное представление о возможностях врага. Сегодня мы рассмотрим материал журналиста журнала Yank, который первым из гражданских лиц увидел вражескую технику.

Подбитый "Тигр" стал не только предметом исследования, но и героем обложки армейского еженедельника "Yank"
Подбитый "Тигр" стал не только предметом исследования, но и героем обложки армейского еженедельника "Yank"

Материал начинается с открытия о том, что британское наименование Mark 6 – это утрирование, а правильное наименование немецкого «Тигра» - PzKpfw VI. Прессу допустили на полигон лишь в 1944 году, а первый трофей попал на исследование американцам годом ранее. Это был полугусеничный тягач Hanomag, доставленный в плачевном состоянии. Машину три месяца приводили в надлежащее состояние. Что примечательно, оригинальных деталей на распространенный БТР не нашли – планируемая поставка из Северной Африки сорвалась, и местные механики создали недостающее «на глазок».

Американского журналиста того времени удивил ручной выключатель сцепления, которого на Harley-Davidson того времени не было
Американского журналиста того времени удивил ручной выключатель сцепления, которого на Harley-Davidson того времени не было

Еще одной проблемой американских механиков была метрическая система мер, из-за которой большинство элементарных деталей, вроде болтов, приходилось создавать штучно. Иногда помогал «каннибализм» - когда из двух-трех доноров собирали одну машину.

"Кузов в форме гроба" - незатейливое сравнение для БТР Hanomag
"Кузов в форме гроба" - незатейливое сравнение для БТР Hanomag

За доставку образцов немецкой техники отвечали специализированные бригады техников. Эти солдаты исследовали поля отгремевших сражений, и выбирали неизученные доселе экземпляры. По признанию эвакуаторов, они были удивлены немецкой точностью в основных узлах. К примеру, БТР Hanomag: современный, простой и эффективный двигатель, который облачен в «оловянный лом» (не знаю, почему оловянный).

Судя по точному описанию, к 1944 году в США танк уже полностью исследовали
Судя по точному описанию, к 1944 году в США танк уже полностью исследовали

Но «звездой», естественно, был «Тигр». Монструозная машина была описана весьма метко – даже в упрощениях, допущенных журналистами. Спустя месяц после выхода статьи в печать, на Абердинский полигон прибудет Tigr II, который с заклинившей башней был захвачен американскими пехотинцами. Полученные образцы были тщательно изучены, и соответствующие выводы оборонная промышленность США сделала. Хотя, это тема иного материала.

-5
«Немцы любят гаджеты. Для того, что бы открыть окошки командирских приборов наблюдения этого PzKpfw III, существует затейливая система рукояток и ручек, которые приподнимают башенку на дюйм. Несколько песчинок могут вывести из строя эту систему»
-6
«Как управлять вражеской техникой?\How to drive an Axis vehicle
Немецкие, чешские и некоторые японские машины оснащены системой зажигания Bosch, которые могут управляться ключом как на картинке. Под ключом показан выключатель зажигания и его индикатор. Положения, пронумерованные как 0,1 и 2…» - "классический" ключ зажигания был отличительной чертой большинства немецкой техники

Такая вот "встреча миров". Ввиду того, что даже для самого патриотичного гражданского американца войны была далеко за океаном, можно было сделать акценты на отличиях немецкого прогресса, от американского. Ниже, в дополнение к материалу, ролик об испытаниях немецкой техники после войны.

А в дополнение к материалу почитайте о технологиях, которые американские военные переняли у немцев в годы войны: от амфетамина - до десантников.