Найти тему
Ринат Бакиев

Цифровое правотворчество

Мы живем в мире, в котором подавляющее большинство сфер деятельности подчинено правилам, законам. Такой подход обеспечивает чувство уверенности, стабильности и контроля над реальностью.Но реальность меняется: тридцать лет назад не было никаких правил, регулирующих Интернет, двадцать лет назад не было правил, регулирующих услуги электронных платежей. И сегодня разработаны десятки актов и сотни положений законов, которые регулируют отдельные отрасли Интернета и сферу электронных платежей. Таким образом практически каждый технологический прорыв порождает множество новых правил, которые обеспечивают его безопасное и возможно справедливое управление. Но для такого управления требуется и радикальное ускорение процесса правотворчества.

Сложность понимания законов

К сожалению, традиционные системы права создали чрезвычайно бюрократическую реальность, в которой становится все труднее ориентироваться. Растет число законов, найти или понять взаимозависимости между ними становится сложно. Порой даже могут возникнуть конфликты между отдельными элементами правовой системы. Законы фактически становятся все более сложной системой, и даже относительно простые социальные взаимодействия требуют дорогостоящих юридических услуг, которые не всегда обеспечивают ожидаемой юридической определенности или справедливости, а разрешение судебных споров трудоемким процессом. В краткосрочной перспективе эта ситуация кажется привлекательной для юристов. Но в долгосрочной перспективе это крайне невыгодно для общества и экономики.Чтобы этого избежать, правовой системе срочно нужно искать альтернативные идеи для ее дальнейшего развития. Невозможно продолжать создавать правила или законы долго, или издавать неоднозначные юридические заключения, или писать все более непонятные юридические соглашения. Такая система права может рухнуть под своим собственным весом и перестанет предоставлять общественности единство, прозрачность, согласованность и юридическую определенность.

Возможности блокчейн

Мы должны действовать гораздо смелее и задуматься о том, как технологии могут быть использованы для упрощения процесса создания и обеспечения соблюдения законов и правил. И возможно такой технологией может стать блокчейн.Блокчейн — это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (англ. block chain — цепочка блоков), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров независимо друг от друга. Это означает, что данные после занесения в блокчейн изменить невозможно. Необходимым условием для функционирования такой системы является коллективное согласие участников сети (консенсус) по содержимому реестра, а также криптографические алгоритмы хеширования (преобразование массива входных данных в разные наборы псевдослучайных цифр) и электронно-цифровые подписи для обеспечения целостности транзакции и передачи ее параметров.

Механизм консенсуса гарантирует, что распределенные реестры являются точными копиями, потому что информация хранится у каждого участника сети и при добавлении новой записи они должны принять или отклонить ее. Криптографические алгоритмы хеширования гарантируют, что любое изменение входных данных, приведет к появлению другого значения хеша, что указывает на вероятность компрометации входных данных. Электронно-цифровые подписи гарантируют, что транзакции осуществляются легитимными отправителями (подписаны закрытыми ключами), а не злоумышленниками. В итоге мы имеем систему, к которой можем относиться с доверием. И в такой доверительный, децентрализованный реестр можно записать не только простые данные, но и самоисполняемый компьютерный код, который доступен для ознакомления всем участникам сети.

Поиск решения

Смарт-контракты хороши для работы с регистрами, с данными. Но не стоит пытаться заменить правила и традиционные законы умными контрактами. Ведь законы и правила - один из видов регуляторов общественных отношений, поведения людей. И алгоритмизировать все эти условия в виде интерактивного кода – это фундаментальная работа, которая в настоящий момент трудновыполнима.Но стоит уже начать готовить материал для будущего. И одним из правильным таким решением видится это повышение эффективности правотворчества за счет попыток стандартизации, создания не только единой базы знаний посредством унификации информации, но и единой децентрализованной базы данных.

База отдельных областей знаний

Записывать не просто информацию, но и дополнительные данные (метаинформацию), которые могут указывать на другие объекты, свойства и другую информацию, что в итоге может придать более осмысленное значение для общественности, экспертного сообщества.

-2

Такой подход пр создание документа позволит проследить историю, связи и метаинформацию любой части законов или правил – от этапа черновика документа до применения в судах. Но прослеживаемость не должна быть завершена в судах. Необходимо внедрить инструменты для вовлечения общества в законотворческую работу и получения обратной связи не только на этапе общественной экспертизы, но и после обнародования, огласки правил и законов.

Интерактивная среда для законов

Создание интерактивной среды с возможностью децентрализованного наполнения, дополнения информации повысит эффективность многих процессов. Для правотворчев - внедрение инструментов для работы с текстом, которые облегчат работу и уменьшат риски ошибки. Для профессионального сообщества и просто обычных пользователей - использование возможностей дополненного интеллекта, который облегчит определение соответствующего правового случая и надлежащее его применение.

-3

История и прослеживаемость документов

Децентрализованное хранение сможет не только упросить распространение, уменшит расходы бюджетов на огласку законов, но и позволит всем участникам пользоваться создаными данными в своих внутренних информационных системах: устанавливать связи с отдельными элементами законов, чтобы документы соответствовали действующему законодательству и в случае изменений законов, получать уведомления. Разобраться в сложной системы взаимосвязанных положений законов и других документов. И конечно, быть в курсе изменения и публикации законов, получить действительно бесплатный доступ к правовой информации и экспертным мнениям.

Заключение

При интеграции интерактивной среды в государственную систему публикации законов, это не только добавит открытость и прозрачность, увеличит доверие к государственной власти, но и сократит сроки и даже бюджеты на донесение информации. И самое интересное, что если даже государство не готово внедрить такую систему, то можно рассчитать экономику проекта таким образом, в которой все участники могли бы получать экономический эффект от внесения и использования информации.Этой статьей я хотел объяснить, что возможно необходима новая парадигма при работе в правотворчестве, потому что закон и правила должны постоянно преследовать реальность.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц