Найти в Дзене
Вехи Истории

Как жил Керенский после революции?

Портрет А. Керенского, выполненный Исааком Бродским, 1917-18 гг.
Портрет А. Керенского, выполненный Исааком Бродским, 1917-18 гг.

Александр Федорович Керенский вошел в историю как человек, который самый короткий срок правил Россией, но при этом из всех ее правителей прожил дольше всех.

Он скончался в возрасте 89-ти лет, став свидетелем перерождения России из империи в Советский Союз.

К его личности осталось неоднозначное отношение у обеих противоборствующих сторон политического лагеря: монархисты обвиняли его в том, что именно он разрушил великую империю, а большевики объявили врагом советского народа за противодействие делу социалистической революции.

Так и оказался Керенский до конца жизни чужим среди своих и своим среди чужих…

За политическим взлетом Керенского после февральской революции очень скоро последовало сокрушительное падение: он не находил поддержки у народа, продолжая бессмысленную войну.

Пламенные речи, которыми он выложил себе путь к политической карьере, не могли долго «убаюкивать» народ, желавший мирной жизни в достатке и благополучии.

За ним прочно закрепилось прозвище «главноубаюкивающий», которое гармонично дополняло предыдущее – «Александра Федоровна» (в народе ходили слухи, что Керенский живет в покоях бывшей императрицы). Как видно, репутация Керенского в обществе была не на высоте.

В октябре 1917 года большевики захватили Зимний дворец (особого сопротивления никто и не оказывал), а Керенский был вынужден поспешно покинуть свой пост.

По сей день живет известная легенда о том, как Керенский сбежал из Зимнего, переодевшись в женское платье (по одной версии – медсестры, по другой – горничной). В действительности, это были лишь плоды сарказма большевистской пропаганды, но позор с женским платьем всю жизнь преследовал Керенского.

Впоследствии он неоднократно выступал с опровержениями: что покинул Зимний дворец в своем военном мундире, правда, в автомобиле американского дипломата – это он уже не отрицал.

Из Петрограда, охваченного новой революцией, Керенский отправился в Псков, где планировал собрать войско для вооруженного захвата столицы. Одним из немногих доверенных лиц, которые при нем остались, был генерал Краснов.

Он честно служил своему правителю, но собрать удалось всего несколько сотен солдат – вся армия перешла на сторону большевиков. По воспоминаниям Краснова, Керенский на тот момент находился в таком «растерянном» состоянии, что не смог даже выступить, как прежде, с зажигательной речью перед своим отрядом.

Получился какой-то бессвязный набор избитых лозунгов. Наступление Керенского на Петроград, охраняемый тысячами вооруженных солдат, разумеется, провалилось.

Большевики предложили Краснову выдать им Керенского, но Александру Федоровичу удалось бежать с помощью некоего матроса Болотова.

Он предоставил Керенскому свой дом под Гатчиной, где тот и скрывался полтора месяца. Керенский ждал созыва Учредительного собрания, где планировал неожиданно выступить с речью, но, как известно, Учредительное собрание так и не состоялось, а небольшую демонстрацию сторонников Керенского в Петрограде разогнали военные.

Керенский понял, что к власти в России вернуться уже не сможет и уехал за границу – сначала был в Лондоне, где безуспешно пытался установить контакты с противниками большевизма, а затем надолго осел в Париже.

Денег поначалу не хватало. Советское правительство конфисковало все средства, которые хранились на счетах Керенского (около 1,8 млн рублей), поэтому ему пришлось вставать на ноги практически с нуля. Русские эмигранты достаточно прохладно относились к Александру Федоровичу, тая обиду на него за свержение императора.

И все же ему удалось найти работу – начал писать статьи для газеты «За Россию», которую издавала русская эмиграция в Париже. А вскоре Керенский открыл собственную газету под названием «Дни», где публиковал труды великих русских писателей и поэтов, покинувших в те времена Россию (Бунина, Бальмонта, Гиппиус и др.).

В Париже он встретил и свою вторую любовь – ею стала Тереза Триттин, австралийский журналистка. Со своей первой супругой Керенский расстался еще до октябрьской революции, она жила с детьми в Англии.

Триттин была моложе Керенского на целых 28 лет (ему – 58, ей – 30), однако спустя пять лет после их совместного переезда в США молодая супруга скончалась от рака. Несчастный Керенский доживал свой век в одиночестве в Америке.

Он был востребован американскими университетами как уникальный специалист в области истории русской революции – ведь он творил ее своими руками.

Керенский выступал с лекциями по истории России, публиковал статьи и книги. Известно, что в 1968 году он обращался к советскому правительству с просьбой посетить Россию. Ради этого он даже согласился официально признать успехи октябрьской революции и построения социализма в России.

Но запрос его так и остался без ответа по неизвестным причинам. Вскоре Керенский тяжело заболел.

По слухам, под конец жизни неприятная история с женским платьем снова дала о себе знать: ему стало плохо, на скорой его доставили в социальную больницу для бедных.

Поскольку свободных мест в больнице не было, его поместили в отделение гинекологии... Очнувшись, Керенский был чрезвычайно возмущен этим обстоятельством, но врачи не могли понять истинной причины его гнева. Вскоре родственники перевели его в другую клинику.

Он отказывался лечиться, не желая быть обузой, и 11 июня 1970 года скончался. Так закончился путь самого большого долгожителя среди революционных деятелей и правителей России.

© Biografia.Ru, 2018 г.