Найти тему

Валентин Серов и минойский бык

Оглавление

Когда русский человек вспоминает миф о похищении Европы, он скорее всего визуализирует его себе в виде картины Валентина Серова. И не зря, потому что работая над картиной, Серов действительно обращался к памятникам крито-микенской культуры, используя в образном строе в первую очередь ритон в виде головы быка — один из самых ярких символов минойского Крита.

В 1907 году Серов побывал на Крите, где изучал найденные к тому моменты артефакты из Кносского дворца и его знаменитые фрески. Из поездки Серов привез два альбома натурных зарисовок, этюдов и эскизов, среди которых Поленов выделил несколько «чудных вещей (Юпитер в виде быка похищает Европу)».

Модерн и древнее искусство

Для искусства эпохи модерна, в том числе и русского, характерно стремление к использованию сюжетов и художественных форм прошлого. Художники этого времени часто пытаются превратить в миф реальный образ. В «Похищении Европы» В.А. Серов блестяще использует метод стилизации и добивается этого эффекта.

Подобно археологу, Серов хотел снять все напластования последующих эпох и обратиться к первоисточникам — греческому искусству и эпосу. Он создает свою, далекую от академических канонов, версию античности.
Ольга Морозова "Музей изящных искусств. Древняя Греция в живописных панно Серова и Головина"

Серов создает собственный, отличный от классического пластический язык, пытаясь показать событие мифа таким, каким его видим не мы, простые обыватели и его современники, а сами античные греки. Его Европа не испугана и не вырывается из объятий похитителя, как на полотнах эпохи возрождения, а подобна коре с загадочной полуулыбкой и спокойным лицом-маской. А голова быка — копия минойского ритона, на ранних эскизах на ней даже видна орнаментальная розетка на лбу.

-2

В действительности этот сосуд для возлияний вырезан из серпентина, с инкрустациями перламутра, горного хрусталя и яшмы на морде и в глазах. Датируется он 1600 — 1500 до н.э. и находится в Ираклионском музее.

Я в последнее посещение опять залипала перед ним неприлично долго, рассматривая каждую шерстинку, в смысле вырезанные в камне волоски и завитки… это прямо магия, конечно.

Как и многие современники, Валентин Серов, видимо, был очарован древней минойской цивилизацией, о которой я неустанно продолжаю рассказывать на этом канале.

Подписивыйтесь, чтобы узнать, кого еще из знаменитых людей XX-XXI века, кроме Айседоры Дункан, Валентина Серова или Осипа Мандельштама, не обошла стороной эта древнегреческая лихорадка=)